Право собственности на автомобильную дорогу

Государственная регистрация прав на автомобильные дороги

Право собственности на автомобильную дорогу

Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Для целей государственной регистрации должен быть решен вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым?

Позиция судов по указанному вопросу сводится к следующему:  вопрос о том, является ли конкретное имущество недвижимым, должен разрешаться с учетом назначения этого имущества и обстоятельств, связанных с его созданием.

При этом замощение из щебня или гравия и других твердых материалов, используемое для покрытия автомобильной дороги, обеспечивает чистую, ровную и твердую поверхность, но не обладает самостоятельными полезными свойствами, а лишь улучшает полезные свойства земельного участка, на котором оно находится.

В отличие от зданий, строений и сооружений твердое покрытие не имеет конструктивных элементов, которые могут быть разрушены при перемещении объекта.

Дорожные покрытия из гравия и щебня устраиваются путем россыпи данных материалов непосредственно на земляное полотно, что исключает прочную связь с землей, при их переносе не теряют качеств, необходимых для дальнейшего использования.

В связи с этим указанные объекты не являются сооружениями, перемещение которых причинит несоразмерный их назначению ущерб, то есть не обладают признаками, указанными в статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, права на такие объекты государственной регистрации не подлежат.

Судами делается вывод о необходимости представления доказательств того, что дорога создана как объект недвижимости на земельном участке, отведенном для строительства такого объекта недвижимости, с соблюдением соответствующих градостроительных норм и правил, введена в эксплуатацию в установленном порядке.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.

1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

На основании пункта 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон о регистрации) не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (далее – Закон о кадастре), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В силу положений части 5 статьи 1 Закона о кадастре органом кадастрового учета осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с Законом о кадастре, орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Закона о кадастре.

Таким образом, согласно позиции Минэкономразвития  России (Письмо от 11.07.2014 N Д23и-2426 “О рассмотрении обращения”)   вопрос отнесения объекта к объектам недвижимости может быть решен при проведении кадастровых работ.       

Статьей 51 ГрК установлено, что для строительства линейных объектов необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства – разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (статья 55 ГрК).

Таким образом, автомобильная дорога создается с соблюдением порядка, установленного для создания объектов недвижимости (отвод земельного участка, получение разрешения на строительство, соблюдение строительных норм и правил, сдача в эксплуатацию).

Государственная регистрация на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании ст.25 Закона, то есть:

правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества (представление не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном Законом о регистрации порядке);

разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения (запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе).

Кроме вышеуказанного основания для государственной регистрации,  основным критерием, который использует законодатель при установлении наличия права собственности на автомобильные дороги в соответствии с законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, является включение таких дорог в соответствующие перечни автомобильных дорог. Так, все автомобильные дороги, включенные в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928, а также включенные в перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, являются федеральной собственностью; автомобильные дороги, включенные в перечни региональных и межмуниципальных автомобильных дорог как общего, так и необщего пользования, – собственностью субъекта Российской Федерации и т.п. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог; к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования, соединяющие населенные пункты в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В 2014г. Красноярским отдела Управления Росреестра по Астраханской области было зарегистрировано право собственности на 18 автомобильных дорог. Основаниями для государственной регистрации в соответствии со ст.

17 Закона служили: решения судов; акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, договор о разграничении предметов ведения, муниципальной собственности и доходных источников между Красноярским районом и Красноярским сельским советом от 13.06.1997г.;  .

Что касается вопроса о государственной пошлине за государственную регистрацию права собственности на автомобильную дорогу, то для физических лиц она составляет – 2000 рублей, для юридических лиц – 22000 рублей в соответствии со ст.333.33 Налогового Кодекса РФ.

Источник: //astrgorod.ru/podrazdeleniya/gosudarstvennaya-registraciya-prav-na-avtomobilnye-dorogi

Особенности оформления автомобильных дорог в муниципальную собственность на примере города тюмени

Право собственности на автомобильную дорогу

DESIGN FEATURES OF HIGHWAYS IN THE MUNICIPAL PROPERTY ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF TYUMEN

Evgenia Letsyuk

student of Tyumen industrial University,

Russia, Tyumen

Elena Chernyh

cand. Eсon. Sciences, assistant professor of the Department of Land management and cadaster “The Tyumen industrial University”,

Russia, Tyumen

АННОТАЦИЯ

Целью статьи является исследование процесса оформления права муниципальной собственности при разграничении земель. В статье предлагается ряд методов решения данной проблемы.

ABSTRACT

The purpose of this article is to study the process of registration of municipal property in the delineation. The article proposes several methods to solve this problem.

Ключевыеслова: автомобильная дорога; земельный участок; оформление прав.

Keywords: road; land; registration of rights.

На сегодняшний день процесс оформления прав на земельные участки под линейными сооружениями проработан не до конца.

Чтобы зарегистрировать право на линейный объект, земельный участок, на котором он расположен, приходится «вырезать» из общей территории для каждого участника земельных отношений, что приводит к спорам между субъектами.

В некоторых случаях такой метод является единственным рациональным решением. Но когда линейные сооружения накладываются друг на друга (и соответственно земельные участки под ними) такой прием невозможен.

Согласно Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги делятся по назначению на федеральные, региональные или межмуниципальные и местного значения.

Также выделяют частные автомобильные дороги – построенные за счет личных средств.

Кроме этого, автодороги делятся на дороги общего пользования для движения транспортных средств неограниченного круга лиц и необщего пользования – это дороги, находящиеся в собственности, владении или пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных, государственных или муниципальных нужд. Также автомобильным дорогам присваиваются наименования и идентификационные номера. Наименование могут присваивать по названиям населенных пунктов, соединенных автодорогой, географических объектов, исторических событий, а также наименования с учетом национальных традиций и др. Идентификационный номер должен указываться в перечне автомобильных дорог [1].

Город Тюмень не является исключением в вопросе оформления права собственности на автомобильные дороги. Существует общая схема по оформлению земельных участков под автомобильными дорогами общего пользования местного значения, которая изображена на рисунке 1.

Но на сегодняшний день в процессе оформления прав существуют затруднения. Одним из препятствий являются линии связи и линии электропередач для возведения которых предоставлялись земельные участки на период строительства.

Рассмотрим эту проблему на конкретном примере.

Объектом исследования является автодорога по улице Питерская, расположенная в городе Тюмени, на территории Восточного Административного Округа.

Рисунок 1. Общая схема по оформлению земельных участков под автомобильной дорогой общего пользования местного значения

Автомобильная дорога была построена в 2010 году. 11 марта 2011 года на автодорогу как сооружение было зарегистрировано право муниципальной собственности. Название Питерская было присвоено на основании Приказа о присвоении адреса отделом адресного реестра Тюменского филиала Федерального Государственного Унитарного Предприятия «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 30 августа 2010 года.

21 января 2013 года она внесена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения с присвоением идентификационного номера (на основании внесения изменений в Постановление Администрации города Тюмени от 02.07.2009 № 49-ПК). Также автодороге был присвоен условный кадастровый номер.

Для электроснабжения индивидуальной жилой застройки, расположенной по улице Питерская, вдоль дороги установлены опоры воздушных линий электропередач, напряжением 10 кВ. В 2014 году ДИО Тюменской области предоставил ОАО «Тюменьэнерго» в аренду сроком на три года земельный участок площадью 14209 м2 для размещения кабельной линии электропередач.

Кроме того, 7 июня 2016 для кабельной воздушной линии, напряжением 0,4 кВ были установлены границы многоконтурного земельного участка, площадью 33 м2.

В начале 2016 года Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени обратился с заявлением в ДИО Тюменской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории под автомобильную дорогу, но ДИО Тюменской области отказал в этом запросе на основании того, что в границы испрашиваемого земельного участка входят два земельных участка, предоставленные в аренду для размещения кабельной линии и под строительство ЛЭП. В границы испрашиваемого участка входят автодорога, опоры ВЛ и кабельные линии.

Таким образом, при оформлении права муниципальной собственности на автомобильную дорогу улица Питерская встали две проблемы:

  1. На месте автодороги выделили земельный участок на праве аренды под строительство кабельных линий 10 кВ, площадью 14209 м2.
  2. Установлены границы земельного участка на праве аренды под строительство ВЛИ (воздушная линия изолированная), площадью 33 м2 и напряжением 0,4 кВ.

Чтобы решить эти проблемы, при проектировании автодороги необходимо было выделить земельный участок, который предоставлялся на праве сервитута для строительства подземных линий связи и электропередач.

Также это необходимо для создания благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности населения. Кроме того воздушные кабельные линии связи совсем не вписываются во внешний облик города.

После этого возможно оформление права муниципальной собственности на земельный участок под автодорогой.

Изучив вышеизложенную проблему можно сделать выводы, что при формировании земельного участка для размещения линейных сооружений вся земля под автодорогами должна быть разделена на множество участков, с разными владельцами и видами права в местах их совпадения и пересечения. В результате практически невозможно единообразно и одновременно решить вопросы со всеми этими субъектами при оформлении земельного участка для строительства линейного объекта.

Проанализировав нормативно-правовую базу можно сделать вывод, что действующее законодательство не предусматривает специального порядка формирования земельных участков под строительство линейных объектов, что приводит к проблемам оформления прав на земельные участки, интересы которых затронуты.

Исходя из вышеизложенных проблем, возможно, одним из путей решения является при проектировании развития территории выполнять кадастровые работы по межеванию и постановке земельного участка на ГКУ, в этом случае земли общего пользования будут муниципальными и могут предоставляться под строительство линий связи и электропередач на праве сервитута и не будут препятствовать при строительстве и оформлении прав на автодорогу.

Также немаловажную роль занимает взаимодействие органов местного самоуправления и органов субъекта РФ при принятии единого решения по вопросам проектировании и размещения линейных объектов. Кроме этого необходимо разработать общие принципы регулирования, строительства и эксплуатации линейных объектов. Установить баланс интересов в вопросе соотношения прав участников земельных отношений.

Список литературы:

Источник: //sibac.info/conf/innovation/lxiv/66938

Алгоритм работы муниципалитета с бесхозяйными дорогами

Право собственности на автомобильную дорогу

Зачем муниципалитету выявлять и ставить на учет бесхозяйные дороги

Муниципалитеты неохотно занимаются выявлением бесхозяйных дорог. Они опасаются, что придется тратить время и деньги на оформление бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, а затем нести расходы на содержание.

У такого бездействия могут быть негативные последствия.

Органы прокуратуры заинтересуются бесхозяйной дорогой, выяснят, что у нее нет собственника, и обяжут муниципалитет поставить имущество на учет и оформить на него право муниципальной собственности.

Пример 1. Прокуратура Черноярского района Астраханской области провела проверку исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В одном из муниципалитетов Черноярского района прокурор выявил бесхозяйные автомобильные дороги общего пользования.

Он установил, что муниципалитет не принимал в собственность данный объект недвижимости, что создавало угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования.

Орган местного самоуправления — единственный, кто имеет право подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного (ст. 225 ГК). Судьи поддержали прокурора.

Они обязали муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет в Росреестре, а также зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество (решение Черноярского районного суда от 31.08.2010 по делу № 2–401/2010).

В этой статье мы собрали рекомендации по организации работы с бесхозяйными дорогами.

Как выявить бесхозяйные дороги

Правовой режим бесхозяйных вещей, правила их учета и приобретения в собственность закреплены в гражданском законодательстве. Вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК).

Выявлять бесхозяйное имущество и проводить с ним работу — задача органов местного самоуправления (ст. 225 ГК).

Конституционный суд подтвердил право муниципальных образований проводить работу по выявлению, учету и приобретению в собственность бесхозяйного имущества (определение от 02.11.2006 № 540-О).

Порядок выявления бесхозяйного имущества на федеральном уровне не закреплен. Поэтому органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают такой порядок самостоятельно.

Кроме дорог местного значения через населенный пункт могут пролегать дороги общего пользования федерального, регионального значения, межмуниципальные и частные дороги. Чтобы выявить бесхозяйные дороги, нужно провести инвентаризацию и обследование всех автодорог.

 Для этого администрация муниципального образования формирует комиссию из 3–5 человек. Как правило, ею руководит глава муниципального образования. В комиссию могут входить работники администрации муниципального образования.

По согласованию с органами местного самоуправления можно включить и заинтересованных лиц. Комиссия выявляет дороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным и не являющиеся частными.

Затем из них исключают те, которые внесены в реестр собственности муниципального образования, — дороги местного значения. Оставшиеся дороги будут бесхозяйными.

По результатам работы комиссия составляет перечень бесхозяйных дорог, проводит их обследование и по его результатам составляет акт. В акте нужно отразить наименование улиц, на которых находятся начало и конец бесхозяйной дороги, а также протяженность дороги.

Бесхозяйные дороги можно выявить и случайно:

  • при проведении ремонтных работ;
  • по обращениям физических или юридических лиц;
  • в ходе проведения контрольных мероприятий по использованию объектов на территории муниципалитета.

Если дорога выявлена по заявлению физических или юридических лиц, то муниципалитет должен провести проверку поступившей информации с выездом на место и внести сведения о дороге в перечень бесхозяйного имущества.

Что делать с выявленными бесхозяйными дорогами

Органы прокуратуры признают оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет — незаконным бездействием. Но постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета.

Такой вывод поддерживают некоторые суды (определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24.02.2015 по делу № 33–1566/2015, постановление ФАС Северо- Западного округа от 15.09.2010 № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008).

После выявления бесхозяйной дороги орган местной власти должен принять одно из четырех решений.

1. Признайте дорогу дорогой местного значения, оформите ее в муниципальную собственность и тем самым примите на себя бремя ее содержания.

2. Обратитесь в Росавтодор или исполнительный орган государственной власти вашего региона и предложите включить дорогу в перечень автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения.

3. Обратитесь в суд, чтобы оспорить акт, которым дорогу не включили в перечни дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.

4. Передайте автодорогу в частную собственность физическим или юридическим лицам.

При передаче бесхозяйной дороги в частную собственность учтите, что земельные участки общего пользования в составе земель населенных пунктов, занятые площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК). Частный собственник может приватизировать только автодороги вне населенных пунктов.

Как принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность

Когда вы примете в муниципальную собственность бесхозяйную дорогу, придется содержать не только ее, но и технологически связанные с ней объекты. Таковыми считаются объекты, которые имеют отношение к использованию дорог для движения транспортных средств.

Это мосты, эстакады, шумозащитные и ветрозащитные сооружения. Тепловые, электрические и иные сети и объекты коммуникаций, размещенные в пределах дороги, но функционально к ней не относящиеся, не считаются технологически связанными с дорогой объектами.

Обеспечение автодорог дорожными знаками, светофорами и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в том числе установка и содержание этих устройств на автодорогах местного значения, относится к компетенции органов местного самоуправления (Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В то же время орган местного самоуправления может утвердить порядок использования полос отвода автодорог и придорожных полос. Тогда их можно сдавать в аренду и тем самым пополнять местный бюджет.

Если бремя содержания бесхозяйной дороги не пугает, не оттягивайте ее оформление в муниципальную собственность. Пока вы не завершите эту процедуру, муниципалитет не может воспользоваться средствами муниципальных дорожных фондов для ремонта дороги.

Чтобы принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность, следуйте алгоритму из шести шагов.

1. Подготовьте техническую документацию — технический паспорт на дорогу и кадастровый на землю под ней. Такая документация включает топографический и ситуационный планы расположения автодороги, а также ее количественные и технические характеристики. При наличии сведений об объекте в кадастре недвижимости и кадастрового номера готовить техническую документацию не нужно.

2. Подготовьте документацию для постановки на учет.

3. Поставьте дорогу на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в управлении Росреестра по региону.

4. Обратитесь в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество по истечении года со дня постановки объекта на учет.

5. Включите дорогу в реестр муниципальной собственности на основании распоряжения главы муниципального образования при вынесении судом положительного решения.

6. Зарегистрируйте право муниципальной собственности в управлении Росреестра по региону.

Поставьте бесхозяйную дорогу на учет

Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету (п. 3 ст. 225 ГК).

Орган местного самоуправления подает заявление в Росреестр. Форму возьмите в приложении 1 к приказу № 931. Приложите описание и план дороги, удостоверенные организацией по учету объектов недвижимого имущества (БТИ).

Если дорога не имеет собственника или собственник неизвестен, приложите выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Приложите заявление собственника, если он отказывается от права собственности. Все прилагаемые к заявлению документы представьте в двух экземплярах.

Плата за принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи с органов местного самоуправления не взимается. Росреестр примет решение о принятии на учет дороги не позднее 15 рабочих дней со дня, когда получит документы. При положительном решении вас уведомят о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Обратитесь в суд

Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, орган по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд.

Подайте заявление в суд по месту нахождения имущества. В заявлении укажите:

  • кто и как выявил бесхозяйную дорогу;
  • когда Росреестр поставил ее на учет в качестве бесхозяйной;
  • что у данной дороги нет собственника либо он неизвестен.

Орган по управлению имуществом должен доказать в суде, что установить собственника дороги невозможно. В качестве документальных доказательств можно использовать документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Включите автодорогу в реестр и зарегистрируйте право собственности

Если суд вынес положительное решение, дорогу включают в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы муниципального образования (см. образец). На основании решения суда Росреестр зарегистрирует право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и отразит это в ЕГРН.

Выяснилось, что у имущества есть собственник. Что делать

Муниципалитет не всегда должен регистрировать право муниципальной собственности на поставленное на учет имущество. Возможно, у этого имущества уже есть собственник.

Пример 2. Муниципалитет поставил на учет в Росреестре в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества.

Это решение оспорила компания, которая получила данный объект по договору купли-продажи, использовала его по назначению и уже подала документы для государственной регистрации права на данное имущество.

Компания обратилась в суд и потребовала удалить из реестра запись о том, что недвижимость бесхозяйная.

Суд удовлетворил исковые требования. Он указал, что вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК).

Объект нельзя признать бесхозяйным лишь потому, что на него не зарегистрировано право собственности.

Отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект само по себе не дает основания признать объект бесхозяйным (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13).

Источник: //cmokhv.ru/materials/mat20180610/

Дороги и иные специфические объекты: можно ли признать право собственности

Право собственности на автомобильную дорогу

В судебной практике зачастую возникают вопросы, связанные с признанием права собственности на специфические объекты, которые по ряду признаков отнесены к недвижимому имуществу, но по сути таковым не являются.

Речь идет об асфальтовом покрытии (бетонном замощении и ином имуществе), право собственности на которое заявители пытаются легализовать в судебном порядке.

В каких случаях возможна такая легализация, а в каких нет?

В гражданском законодательстве предусмотрено несколько способов приобретения права собственности на объекты недвижимости и вводится специальная регистрационная про­цедура, что не должно вызывать каких-либо спорных или неопределенных вопросов.

Построил объект недвижимости с соблюдением норм и правил, регулирующих вопросы строительства, — приобрел право собственности на объект.

Приобрел объект по договору, например договору купли-продажи, договору мены, — приобрел право собственности на объект и т.д.

Однако в судебной практике все чаще возникают сложные вопросы по применению положений Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов, регулирующих порядок приобретения прав собственности на объекты недвижимости.

Верховный суд РФ и Высший арбит­ражный суд РФ неоднократно давали разъяснения нижестоящим судам по вопросам толкования норм прав, как через принятие постановлений пленумов судов, в том числе совместных, так и путем рассмотрения конкретных споров в порядке надзора (см. табл.

1 и 2). Несмотря на обилие разъяснений, вопросы остаются.

Почему так важна легализация

Вначале попробуем разобраться, почему владельцы дорог и других специфических объектов так стремятся закрепить право собственности на них как на объекты недвижимости.

Причин несколько.

Первая. Российский правопорядок, в отличие от германского, взял на вооружение принцип, согласно которому «судьба земельного участка следует судьбе недвижимос­ти, расположенной на данном земельном участке». Это вытекает, в частности, из положений, например, ст. 271, 552 ГК РФ и ст. 1, 35 ЗК РФ.

Так, в ст.

271 ГК РФ закреп­ляется, что собственник здания, сооружения или иной недвижимос­ти, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Переход права собственности на земельный участок не является основанием прекращения или изменения принадлежащего собственнику недвижимости права пользования этим участком.

Собственник недвижимос­ти, находящейся на чужом участке, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться этой недвижимостью по свое­му усмотрению, в том числе сносить соответствующие здания и сооружения, поскольку это не противоречит условиям пользования данным участком, установленным законом или договором.

Вторая причина: лицо, владею­щее на праве собственности объектом недвижимос­ти, расположенном на чужом земельном участке, имеет значительные привилегии в отношении данного участка по сравнению с иными третьими лицами.

В частности, собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды данного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу (п. 3 ст. 35 ЗК РФ). Собственники зданий, строе­ний, сооружений, если иное не установлено федеральными законами, имеют исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

Третья причина: признание права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, в контексте ст. 36 ЗК РФ, поз­воляет вывести данный учас­ток из государственной или муниципальной собственности. То есть муниципалитет, например, может лишиться земельного участка, который впоследствии будет ему необходим для решения социальных задач (обустройство сквера, парка и т.д.).

Таким образом, признание права собственности на специфический объект (асфальтовое покрытие, бетонное замощение и т.д.) открывает возможность легализации прав и на земельный участок.

Формулировки ГК РФ как источник разногласий

Из положения п. 1 ст.

130 ГК РФ следует, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие госрегистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

//www.youtube.com/watch?v=K43B-qY1TfE

Вместе с тем, решая вопрос об отнесении соответствующего объекта к категории недвижимости на основании п. 1 ст. 130 ГК РФ, суды не всегда приходят к правильному выводу. Причина кроется в неточности самой формулировки, позволяющей относить к недвижимости многие объекты, которые, по сути, таковыми быть не могут. В судебной практике сложилось два подхода к решению данного вопроса.

Первый подход: право собственности признается

Источник: //www.eg-online.ru/article/249471/

Как поставить дорогу на кадастровый учет — способы, сроки

Право собственности на автомобильную дорогу

Постановка на учет дорог для автомобилей, как и других объектов, позволяет зафиксировать факт наличие такого имущества.

Кроме того, регистрация — возможность принимать оперативные решения по отношению к строительным или восстановительным работам, а также эксплуатации смежных  элементов дорожной инфраструктуры (туннелей, мостов и прочих сооружений).

трудность заключается с юридическим оформлением такого имущества. Как поставить дорогу на кадастровый учет? В чем особенности оформления? О каких нюансах важно знать при регистрации?

Общие положения

По законодательству практически все объекты недвижимости, которые находятся на территории РФ, подлежат кадастровому учету. Не исключением считаются и дороги для автомобилей, которые приравниваются к объектам недвижимости (линейным сооружениям).

Подобная принадлежность поясняется тем фактом, что дороги являются инженерными конструкциями, а это позволяет говорить о возможности отнесения такого имущества к категории недвижимости. Но при постановке на учет линейных сооружений работают иные правила.

Регистрация линейных объектов в реестре госкадастра происходит с учетом требований ФЗ №221.

Грунтовые дороги как объект кадастрового учета

По законодательству кадастровый учет грунтовых дорог требуется не во всех случаях. Так, если объект относится к инженерным сооружением, зарегистрировать его придется. Если речь идет о простом направлении, которое накатано большим количеством транспорта, ставить на учет такой объект не требуется.

Рассмотрение грунтовых дорог как объекта кадастрового учета, в 90% случаев происходит индивидуально. При этом решение о необходимости регистрации сооружений часто принимает арбитражный суд.

Если при создании грунтовой дороги выполнялся комплекс строительных работ (создавались насыпи, монтировались системы отвода воды и так далее), она признается инженерным объектом.

Такое покрытие относится к категории недвижимости и подлежит регистрации.

В отношении асфальтированных дорог, имеющих твердое покрытие, вопросов нет. Такие объекты во всех случаях регистрируются в госкадастре. При этом порядок постановки на учет почти не отличается от того, что характерен для других объектов (сооружений и земли).

Виды паспортизации

Кадастровый учет — процедура, которая обязательства для закрепления права собственности в Росреестре. Цель оформления паспорта на дорогу заключается в получении сведений о сооружении, объеме транспортного потока, а также данных об окружающей ситуации. Сегодня существует 2 варианта паспортизации:

  • Первичная. В этом случае собираются базовые сведения об автомобильной трассе. Сбор информации не требует применения дорогостоящего (специального) оборудования. При этом в организации дополнительных исследований также нет необходимости.
  • Полная. Такой вариант паспортизации позволяет получить расширенные сведения после оформления первичного паспорта. Работа часто делается без оформления первичной документации. По законодательству разрешено сразу переходить к полному варианту оформления.

Сведения в паспорте

Паспорт на автомобильную дорогу содержит полные данные об инфраструктурном объекте:

  • Размер дороги и земельной насыпи.
  • Наличие путепроводов, мостов, тротуаров, автобусных остановок, пешеходных переходов и прочих объектов.
  • Границы от начала до завершения проезжей части (общая длина).
  • Категория объекта.
  • Перечисление предусмотренных подъездов.
  • Участки, обслуживаемые коммунальщиками и так далее.

Для чего ставить дорогу на кадастровый учет?

Регистрация дорог (в том числе грунтовых) является обязательной. Такие сооружения при определенных условиях, которые отмечались выше, признаются на уровне государства. Вот почему сведения о них должны отражаться в кадастре. Чтобы подготовить техдокументацию, делаются такие шаги:

  • Определяется точное расположение сооружения.
  • Выполняется геодезическая съемка. Для этих целей требуется оборудование, обладающее высокой точностью.
  • Делается межевание участка. Этот шаг обязателен, ведь дорога имеет большую продолжительность. Это значит, что она неизбежно охватывает несколько кадастровых округов. Так что без разделения линейного объекта обойтись не выйдет, а технические бумаги оформляются по отдельности.

На базе полученных сведений оформляется окончательная документация.

//www.youtube.com/watch?v=ex3fNIo7MTA

Таким образом, постановка дорог на кадастровый учет обязательна для инженерных сооружений, будь это объект с твердым или грунтовым покрытием.

Как поставить дорогу на кадастровый учет?

Главные трудности в регистрации дороги заключается в оформлении необходимой документации. Здесь требуется предельное внимание и особый подход. Во избежание трудностей при оформлении важно иметь при себе следующие бумаги:

  • Техплан сооружения.
  • Бумаги, подтверждающие факт передачи объекта инфраструктуры в пользование.
  • Акт приема линейного сооружения, а также постановление о его учреждении.

Чтобы поставить дорогу, как и другой объект, на кадастровый учет, делаются следующие шаги:

  • Обращаемся в местный регистрационный орган.
  • Оформляем и передаем заявку с учетом установленной формы и прикладываем необходимый пакет бумаг. Перечень документации лучше уточнить заранее применительно к оформляемому объекту недвижимости.
  • Получаем расписку о принятии заявки и документации.
  • Принимаем ответ (уведомление) о возможности регистрации сооружения или об отказе в предоставлении услуги.
  • Получаем кадастровый паспорт (выписку).

В определенных случаях уполномоченный орган вправе отказать в услуге. Такое возможно при наличии противоречий в информации об объекте в различных документах (тех, что переданы для изучения).

Также уполномоченный орган может отказать при отсутствии каких-либо бумаг в пакете, ошибочно заполненном заявлении, неактуальности регистрации и так далее.

Отказ также случается, если лицо, которое обращается с заявлением, не имеет необходимых полномочий на выполнение такой работы.

  Как получить земельный участок многодетной семье в Москве?

Передача заявления и документации осуществляется следующими способами:

  • Личное посещение территориального (местного) представительства Росреестра.
  • Передача заявки и документов в кадастровую палату.
  • Обращение в МФЦ. Перед посещением учреждения рекомендуется уточнить факт предоставления такой услуги, а также записаться на прием заблаговременно.
  • Отправка почтой. При выборе варианта обязательна опись вложения, а также передача уведомления о вручении. В такой ситуации подпись должна удостоверяться нотариальным органом.
  • Через Интернет. Передача документации возможна (в том числе подача заявки) возможна электронным способом — через сайты Росреестра и госуслуг.

При личной передаче бумаг важно требовать расписку от сотрудника о получении документации с датой, должностью, ФИО и подписью. Если бумаги передаются в дистанционном режиме, такое уведомление должно отправляться не позднее чем через 24 часа.

Сроки

Законодательство постоянно совершенствуется, в том числе и в отношении сроков постановки дорог на кадастровый учет. Если человек лично передает документацию, на проведение процедур уходит до 7 суток. При оформлении через МФЦ потребуется до 9 дней. Информация в кадастр при личной передаче производится в срок до 5 суток, а при обращении через многофункциональный центр — до 7.

Если регистрация дороги производится по решению судебного органа (к примеру, после необоснованного отказа со стороны уполномоченных структур), постановка на учет в кадастре занимает до 5 суток.

Итоги

Дорога для автомобилей представляет собой инженерное сооружение. Оно в полной мере относится к объектам недвижимости и нуждается в прохождении регистрационных процедур.

Главные трудности касаются только грунтовых дорог, которые могут быть просто накатанными или изготавливаться с применением специального оборудования и материалов.

В первом случае регистрировать такие объекты не требуется, а во втором постановка на учет является обязательной.

Источник: //stroimprosto-msk.ru/stati/kak-postavit-dorogu-na-kadastrovyj-uchet/

Кабинет Адвоката
Добавить комментарий