Общий бюджет россии на 2018 год

Структура бюджета Российской Федерации в 2018 году

Общий бюджет россии на 2018 год

Фактические доходы федерального бюджета
годтрлн. руб.
20077,781
20089,276
20097,338
20108,305
201111,368
201212,856
201313,020
201414,497
201513,659
201613,460
201715,089
Данные взяты с официального сайта

Фактические расходы федерального бюджета
годтрлн. руб.
20075,987
20087,567
20099,637
201010,116
201110,926
201212,895
201313,343
201414,832
201515,620
201616,416
201716,420
Данные взяты с официального сайта

В 2018 г. впервые за 7 лет бюджет РФ исполнен с профицитом: превышение доходов над расходами составило 2,7% ВВП. Дефицит бюджета в 2017 г. составил 1,4% ВВП.По предварительной оценке Минфина исполнение основных показателей федерального бюджета за 2018 г. составило:— объем поступивших доходов — 19,455 трлн руб. или 102,7% к утвержденному общему объему доходов бюджета;— исполнение расходов — 16,7 млрд руб. (99,4%), или 95,5% к расходам бюджета с учетом внесенных изменений.— профицит — 2,746 трлн руб.Сальдо источников внутреннего и внешнего финансирования дефицита федерального бюджета составило (-) 2,610 трлн руб. и (-) 135,466 млрд руб. соответственно.

Доходы федерального бюджета

Максимальные объемы администрируемых доходов обеспечены:Федеральной налоговой службой — в сумме 11,927 трлн руб., или 102,4% к прогнозным показателям доходов;Федеральной таможенной службой — в сумме 6,063 трлн руб. (102,1%);Другими федеральными органами — в сумме 1,465 трлн руб. (107,2%).

Фонд национального благосостояния

Сумма средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом эквиваленте выросла в 2018 г. — с 3,753 трлн руб. на 1 января 2018 г. до 4,036 трлн руб. на 1 января 2019 г.В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, в апреле 2018 г.

часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме 59,2 млн фунтов стерлингов была реализована за 5,125 млрд руб., а вырученные средства зачислены на единый счет федерального бюджета.В целях обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в ноябре— декабре 2018 г.

часть средств ФНБ на счетах в Банке России в сумме $6,765 млрд, 6,712 млрд евро, 1,75 млрд фунтов стерлингов была реализована за 1,108 трлн руб., а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации. В июне 2018 г.

средства в иностранных валютах в суммах $6,411 млрд, 5,625 млрд евро и 1,096 млрд фунтов стерлингов (суммарный эквивалент на дату зачисления — 906,722 млрд руб.), приобретенные за счет средств федерального бюджета в 2017 г.

в пределах объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, были зачислены на счета по учету средств ФНБ в соответствующих иностранных валютах.Курсовая разница от переоценки средств фонда за 2018 г. составила 489,717 млрд руб. Об этом сообщает Рамблер.

Федеральный бюджет

С экономической точки зрения федеральный бюджет представляет собой совокупность денежных отношений по поводу перераспределения национального дохода и части национального богатства для аккумулирования, распределение и дальнейшего расходования на исполнение расходных полномочий в рамках компетенций Российской Федерации.В рейтинге прозрачности бюджетов, составленном организацией International Budget Partnership (IBP), Россия заняла 10-е место в мире (из 100 исследованных стран) по итогам 2012 года, опередив Германию, Испанию и Италию.К нефтегазовым доходам федерального бюджета относятся доходы федерального бюджета от уплаты:- налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

– вывозных таможенных пошлин на газ природный;

– вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти…

Источник: https://alexandr-palkin.livejournal.com/8202166.html

Бюджет России на 2018 год в цифрах: планы по покрытию дефицита

Общий бюджет россии на 2018 год

Представленный Минфином бюджет на 2018 год в цифрах снова демонстрирует дефицит, который не удается покрыть из-за больших затрат сферы социального обеспечения, оборонную отрасль и безопасность, а заложенный уровень инфляции и курс доллара вряд ли будет способствовать выравниванию дисбаланса.

Хотя картина выглядит неутешительно, правительство России уверяет, что через несколько лет стране удастся выбраться из «минусов», а подтверждением тому является план 2019-2020 гг., согласно которому уровень дефицита сокращается с 1,3 до 0,87 трлн. руб.

В соответствии с документом, бюджет России получит 15,26 триллиона, при этом потратить придется 16,53. Поменяется ли что-то по структуре, станут ли финансироваться новые отрасли? Подробно рассмотрим далее.

Доход

Тенденция к преобладанию поступлений от продажи нефти и газа уверенно сохраняется. За 2018 г. «вливания» по этой статье ожидаются приблизительно 5500 млрд.

Однако  количественно и относительно этот показатель всё же уменьшится, так как предполагается их снижение с 50% до 36%.

Причем это не инициатива финансовых ведомств, а понижение цены сырья, что само по себе приведет к уменьшению прибыли.

А вот результаты работы фискальных органов России радуют: доля налоговых отчислений в бюджет России с каждым периодом только растет. Не последнюю роль сыграла работа служб по предотвращению скрытия прибыли с выводом экономики «из тени». Таким образом, планируется получить порядка 5630 млрд. за счет налоговых сборов.

Бюджет Россси на 2018 год. Источник: aif.ru

Уверенно укрепляет свои позиции новый источник дохода России – акцизный сбор. Ожидается 5-10%-ое повышение данного налога. Планируется повысить акцизную ставку по топливным ресурсам.

Это повлечет рост стоимости бензина более быстрыми темпами, чем рост инфляции.

Минфин подсчитал, что поступления в бюджет от автомобилистов и потребителей табачной/алкогольной продукции составят около 1054 млрд.

Сумма прибыли от прочих налогов (в том числе прибыль, таможенные пошлины) будет ориентировочно 3,1 трлн.

Расходы

Финансирование социального сектора, оборонной отрасли, безопасности являют собой львиную долю отчислений государства. Этот период не стал исключением. Из казны будет выделено около 4,7 трлн. на соц. помощь.

К таким программам в России относятся:

  • компенсация дефицита ПФ;
  • пособие по безработице;
  • материнский капитал;
  • субсидии по коммунальным платежам;
  • выплаты льготным категориям населения.

Оборонная промышленность развивается стремительными темпами: модернизируется оборудование, происходит тотальное перевооружение. Это влечет за собой потери около 1,33 триллионов. Однако госслужащие уверяют: ежегодно эта статья расходов бюджета будет постепенно уменьшаться.

Субсидирование сельского хозяйства, малого предпринимательства и других перспективных отраслей обойдется России порядка 2,2 триллиона.

На сферу здравоохранения и ЖКХ предполагается сократить отчисления. Касаемо медицины, это обусловлено тотальной модернизацией еще несколько лет назад, а вот ЖКХ уменьшать траты хотят за счет повышение платежей и капитального ремонта систем. 

На каком основании формируется бюджет России

Бюджет на 2018 год рассчитывается исходя из таких показателей:

  • цена газа;
  • цена нефти;
  • инфляция;
  • ВВП;
  • курс национальной валюты к доллару.

Мировой рост стоимости нефтепродуктов обязательно отразится на экономике России. Так, правительством была заложена стоимость газа порядка 169 дол/тыс.куб, а нефти – 44 дол/бар. Более того, некоторые эксперты убеждены, что эти значения поднимутся еще выше, нежели заложено Минфином.

Следовательно, от такого положения дел курс российской валюты к доллару, который оценивается как 65 к 1, непременно пострадает.

Сравним: бюджет Москвы на 2018 год в цифрах

Говоря о столичном регионе, ситуация не слишком отличается от общегосударственной. Бюджет Москвы ближайшие несколько лет также будет дефицитным. За 2018 расходы Москвы составят порядка 2,3, а доходы – 2,1. При этом удельный вес всё тех же соц. выплат  в бюджете – 52% от общей суммы затрат.

Бюджет Москвы на 2018 год. Источник: агентство городских новостей «Москва».

Согласно государственным программам развития города, приоритетными направлениями финансирования станут такие (млрд. руб.):

  • транспорт (542,3);
  • выплаты отдельным группам населения(402,3);
  • образование (293,9);
  • медицина (251,2);
  • жилье (183,2).

Сравним: бюджет США на 2018 год в цифрах

Политика Белого Дома направлена на активизацию роста экономики, который к 2021 должен достигнуть 3%. Согласно документу, правительство хочет повысить финансирование Национального управления ядерной безопасности на 1 400 000 000 долларов.

А вот расходы, связанные с государственными структурами сократятся (около 30%), вызвав бурю недовольства чиновников. Таким образом, уменьшится финансирование 16 из 19 государственных агентств. Общие траты по этой статье будут равняться 28 200 000 000 долларов.

Почитайте также:  Количество золотых мячей: Месси против Роналду

Источник: https://infografics.ru/all/byudzhet-rosii-na-2018-god-v-tsifrah/

Федеральный бюджет Российской Федерации на 2019 год в цифрах по статьям

Общий бюджет россии на 2018 год

Ежегодно правительство Российской Федерации разрабатывает и принимает федеральный бюджет. 24 ноября 2017 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 5 декабря 2017 г.

N 362-ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”, главный документ страны, регламентирующий принципы распределения денежных средств, описывающий направления экономического развития государства.  

В документе зафиксированы планируемые доходы, и прописаны обязательные статьи расходов. Основная характеристика нового бюджета состоит в еще большем урезании государственных трат, которые всё равно остаются выше доходов.

Общие параметры бюджета РФ на 2018 год

С 2006 года федеральный бюджет в России планируется на трехлетний период. Это правило было нарушено при создании документа на 2008 и 2016 годы, ввиду пика кризисов.

Нынешний закон снова предполагает трехлетний план государственного бюджета.

На 2017, 2018 и 2019 годы распространяются одинаковые цели и тенденции: с каждым годом сокращение доли дефицита и снижение показателя инфляции путем сокращения расходов.

В текущем проекте дефицит федерального бюджета в 2018 году сокращен до 1,271 трлн руб. (ранее  – 1,332 трлн руб.), в 2019 году – до 819,1 млрд руб. (с 867 млрд руб), в 2020 году – до 870 млрд руб. (с 960 млрд руб.).

Доходы бюджета в 2018 году составят 15,257 трлн рублей (ранее – 15,182 трлн руб.), в 2019 году – 15,554 трлн руб. (15,548 трлн руб.), в 2020 году – 16,285 трлн руб. (16,28 трлн руб.).

Расходы в 2018 году планируются на уровне 16,529 трлн руб. (ранее – 16,515 трлн руб.), в 2019 году – 16,373 трлн руб. (16,415 трлн рублей), в 2020 году – 17,155 трлн руб. (17,24 трлн руб.).

Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах остаются соцсфера (36,4%), оборона (29%) и поддержка национальной экономики (14,7%).

Минфин повысил прогноз по дефициту федерального бюджета за 2017 год с 2,2% ВВП до 2,5% ВВП, говорится в сопроводительных материалах к проекту бюджета 2018-2020 годов. Законом о бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы предусматривался дефицит бюджета по итогам 2017 года на уровне 2,1% ВВП.

Цена на нефть и курс валюты в формировании бюджета

Так как Россия продолжает быть сырьевой страной, то есть существенную долю доходов приносят нефте- и газодобывающие отрасли, одним из ключевых расчетных показателей является стоимость нефти на мировом рынке. В принятом бюджете за основу взята цена в 40 долларов за баррель.

При этом прогнозы по цене не баррель нефти различных специалистов крайне разнообразны. Очередное падение цен до 40 и ниже долларов – это самый пессимистичный прогноз. С апреля 2016 года показатель не опускался ниже этой отметки, а только двигался вверх.

Сегодня больше звучат цифры 50-55, допускают даже рост до 70 долларов за баррель.

Слишком много факторов могут повлиять на динамику: договорятся ли страны ОПЕК о сдерживании объемов поставки сырья, возобновит ли США добычу сланцевой нефти, не будет ли спада в экономике Китая и т.д.

Если в реальности цены на нефть окажутся выше заложенной в бюджет, как это произошло в 2016 году, у правительства появится возможность частично компенсировать дефицит. В первую очередь речь идет о пополнении резервных фондов, а не о дополнительных тратах.

Не менее важным показателем при составлении главного финансового документа страны является курс американского доллара, валюты, в которой производится расчет по международным сделкам, в том числе за продажу сырья. Прогнозируется дальнейшее плавное и незначительное ослабление рубля, за средний курс на 2017 год взята цифра 67,5 рубля за доллар.

С одной стороны, дешевый рубль делает импорт дороже, а значит и многие товары народного потребления вырастут в цене. Это ведет к росту инфляции. С другой стороны, федеральный бюджет рассчитывается в рублях, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, оплата госзаказов производится тоже в рублях.

Поэтому доход от поставок нефти и газа при действующем курсе, переведенный в отечественную валюту, оказывается на необходимом уровне.

Статьи расходов

С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.

В итоге зафиксированы следующие статьи расходов:

  • общегосударственные расходы – 1,135 триллиона рублей;
  • национальная оборона – 1,121 триллиона;
  • безопасность и правоохранительные структуры – 1,270 триллиона;
  • поддержание национальной экономики – 2,292 триллиона;
  • жилищно-коммунальное хозяйство – 58,2 миллиардов рублей;
  • охрана окружающей среды – 76,4 миллиардов;
  • образование – 568 миллиардов рублей;
  • культура и кинематография – 94 миллиарда;
  • здравоохранение – 377 миллиардов;
  • социальная политика – 5,08 трлн рублей;
  • СМИ – 73,4 миллиардов рублей;
  • физкультуру и спорт – 89,7 миллиардов;
  • обслуживание государственного долга – 729 миллиардов рублей;
  • межбюджетные трансферты – 783,5 миллиардов рублей.

Финансирование здравоохранения, образования (кроме высших учебных заведений), ЖКХ в большей степени будет осуществляться за счет региональных бюджетов.

Около 17% федеральных бюджетных расходов засекречены, и только 6% из них связаны с затратами на оборону и безопасность страны.

Что входит в общегосударственные вопросы

В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д.

Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента.

Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.

В федеральном бюджете на 2018 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.

Расходы на оборону и безопасность

Министерство финансов посчитало самым простым вариантом урезать бюджетные вложения в те направления, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования.

В частности, расходы на оборону обсуждались как гипертрофированные и не оказывающие положительного влияния на состояние экономики страны.

Однако нынешние затраты во многом – это планомерное решение задачи о перевооружении российских войск, поставленной Президентом несколько лет раньше.

Многие госзаказы были сделаны до кризиса, и сейчас целесообразнее максимально быстро рассчитаться, чтобы не переплачивать проценты и не допустить лишнюю финансовую нагрузку на бюджет в последующие года.

И всё же в сравнении с 2016 годом расходы на оборону снизили более чем на 1 трлн рублей.

При этом часть затрат, касающихся военных, вписана в другие статьи бюджета: поддержка военных учебных заведений – в образовании, обустройство жилья военнослужащих – в ЖКХ и т.д.

Относительно правоохранительных органов ожидается очередное сокращение численности сотрудников полиции, в основном административного аппарата, на 10%. Но в планах повышение заработной платы на 5%.

Государственные инвестиции в экономику

Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ.

С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий.

С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.

Пока наибольшие потери понесли следующие программы:

  • Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
  • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
  • Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
  • Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%

При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей).

Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования.

К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2018 как и ранее году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.

Судьба приоритетных национальных проектов

За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2018 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них.

Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.

Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:

  • Развитие здравоохранения – 3,84 млрд рублей
  • Развитие образования на 2013-2020 годы – 42 млрд рублей
  • Ипотека и арендное жильё – 20 млрд рублей
  • ЖКХ и городская среда – 10 млрд рублей
  • Международная кооперация и экспорт – 41 млрд рублей
  • Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы – 14,6 млрд рублей
  • Безопасные и качественные дороги – 30 млрд рублей
  • Комплексное развитие моногородов – 6,5 млрд рублей
  • Экология – 20,19 млрд рублей

Социальная политика во главе бюджета

Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2018 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд больше, чем в прошедшем году. Это объясняется, в том числе ростом количества получателей различных пособий.

Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров.

Остальные 1,4 трлн рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8%. В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб.

Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.

Источники доходов

Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины.

  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы на алкоголь, табак, топливо
  • Налог на прибыль предприятий

Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2018 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2018 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.

Продолжают действовать налоговые каникулы для малого и среднего бизнеса, в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2018 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.

В целях финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд рублей. Это покроет две трети общего дефицита.

Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн рублей.

По прогнозам Министерства финансов, госдолг при этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.

Мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся.

Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств.

Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.

Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики.

Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим.

Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.

Источник: http://111999.ru/economy/federalnyj-byudzhet-rossii-na-2019/

Бюджет России на 2018 год в конкретных цифрах

Общий бюджет россии на 2018 год

Государственный бюджет на 2018 год — главный финансовый документ, по которому предстоит жить России. Огромный документ, одна лишь пояснительная записка к которому занимает более двух сотен страниц мелким шрифтом, открыт для изучения лишь частично.

Множество статей бюджета засекречено, но общее понимание по поводу того, как будут жить россияне в будущем году, на основе известных данных получить можно.

Пожалуй, не будет большим открытием вывод о том, что к лучшему для простого жителя страны ничего не изменится… Бюджет России на 2018 год в цифрах: какие доходы ожидаются и на что они будут потрачены.

Бюджет 2018 года вновь будет дефицитным

Дефицит, то есть превышение расходов над доходами, был верным спутником российского бюджетного планирования в 1990-е годы. Неэффективная советская экономика, которая под конец своего существования съела все доступные ей ресурсы, включая накопления простых граждан.

Катастрофически низкие цены на нефть на уровне 8-12 долларов за баррель. Необходимость перестраивать экономику на нормальные цивилизованные рельсы, возвращая страну на тот путь, с которого она далеко свернула в начале 20 века.

1990-е годы были трудными и для простого народа, и для власти, денег не хватало, и спасение приходило из-за рубежа в виде кредитов.

2000-е годы стали пиком нефтяного процветания. Цены на нефть достигали 150 долларов за баррель и казалось, что безумные потоки денег, которые хлынули на Россию, не кончатся никогда. Благо, так считали не все, и осторожные экономисты в правительстве создавали резервы, откладывая на черный день.

Первый из таких черных дней настал в 2008 году, второй, более серьезный — в 2014-м. Правительству вновь пришлось вспоминать, что такое дефицит бюджета и как с этим жить. Частично дефицит удавалось покрывать из накопленных резервов, но недавно в правительстве официально подтвердили — все, резервов больше нет, к концу 2017 года они закончатся.

Между тем, в 2018 году планируемый дефицит бюджета составит 1,27 триллиона рублей. При доходах в 15,26 триллионов планируется потратить 16,53 триллионов.

Какова структура расходов бюджета 2018 года

Статьи расхода бюджета условно поделены на 14 групп, финансирование которых крайне неравномерно. Формально самой крупной группой расходов считаются социальные расходы, включающие пенсии и зарплаты бюджетников, но социальная ориентация бюджета — действительно чистая формальность, и дальше мы разберем с цифрами на руках, почему.

Пока же обратимся к конкретным расходам по каждой из групп:

  • Социальные расходы — 4,7 триллионов рублей (28,5% расходов).
  • Расходы на национальную оборону — 2,8 триллиона рублей (16,8%).
  • Расходы на национальную экономику — 2,4 триллиона рублей (14,5%).
  • Расходы на национальную безопасность — 2,1 триллиона рублей (14,5%).
  • Расходы на содержание госаппарата — 1,3 миллиарда (7,9%).
  • Расходы на дотации регионам — 835 миллиардов рублей (5%).
  • Расходы на обслуживание государственного долга — 824 миллиарда рублей (5%).
  • Расходы на образование — 663 миллиарда рублей (4%).
  • Расходы на здравоохранение — 460 миллиардов рублей (2,8%).
  • Расходы на ЖКХ — 126 миллиардов рублей (0,8%).
  • Расходы на культуру — 94 миллиарда рублей (0,6%).
  • Расходы на экологию — 89 миллиардов рублей (0,5%).
  • Расходы на государственные СМИ — 83 миллиарда рублей (0,5%).
  • Расходы на физкультуру и спорт — 59 миллиардов рублей (0,4%).

Проанализируем приведенные цифры

Итак, вернемся к тому, является ли бюджет на 2018 год действительно социально ориентированным. Формально, действительно, соцрасходы с большим отрывом лидируют в структуре расходов бюджета. Но необходимо понимать, что пенсии и зарплаты бюджетников и не могут составлять маленькую долю бюджета.

Под эту статью попадают доходы едва ли не половины россиян (одних только пенсионеров в нашей стране около 40 миллионов человек, прибавьте к ним учителей, врачей и прочих получателей заработных плат из государственной казны).

Все вместе они получат 4,7 триллиона рублей, при том, что на финансирование чиновников уйдет 1,3 триллиона.

Если же мы обратим внимание на расходы на силовые органы и армию и сравним их с финансированием медицины и здравоохранения, впору и вовсе хвататься за сердце. Учитывая при этом, что качественно вылечить вас после такого приступа с этаким-то финансированием больниц вряд ли смогут.

Судите сами, расходы на армию и спецслужбы в совокупности составят 4,9 триллионов рублей — больше, чем на пенсии и заработные платы бюджетников!

При этом именно в этих разделах бюджета содержится огромное количество засекреченных статей. С одной стороны, это понятно, тайна есть тайна, но с другой — обилие засекреченных разделов бюджета — это отличная возможность для нецелевого расходования денег теми, кто имеет доступ к этим деньгам.

Финансирование образования и здравоохранения, между тем, остается катастрофическим. Формально, конечно, расходы на статьи бюджета, входящие в эти разделы, выросли по сравнению с 2017 годом, но на самом деле, даже до уровня 2013-2014 года еще очень далеко, при том что с того времени накопилась приличная инфляция, которая лишь увеличивает разрыв.

Едва ли кто-то осмелится при этом сказать, что в 2013-2014 году в России были хорошая медицина и образование.

Нельзя не обратить внимание и на огромные расходы на СМИ. Казалось бы, это “всего” полпроцента бюджета, но на самом деле 80 с лишним миллиардов рублей — это безумные деньги, которые будут потрачены на пропагандистское сопровождение президентских выборов.

Что такое культура и спорт, в правительстве и вовсе давно забыли. И без того скромный раздел бюджета “Культура” включает в себя, в частности, некоторую часть военных расходов (финансирование домов культуры Росгвардии).

А расходы на спорт с 2019 года будут урезаны еще сильнее. В бюджете-2018 мы видим заложенные расходы на участие в Олимпиаде и проведение чемпионата мира по футболу.

Детский спорт и пропаганда здорового образа жизни государству не особенно интересны.

Выводы

Простому жителю России, конечно же, в первую очередь интересно, станет ли он жить в 2018 году лучше, чем в 2017-м. Судя по бюджету России на будущий год — едва ли.

Вероятнее всего, все силы будут брошены на то, чтобы в начале года, до президентских выборов, проблемы экономики не ощущались. Возможно, вновь будут применяться старые методы вроде заморозки цен на бензин и т.д., но затем экономика лишь отыграет упущенное.

Тот же бензин подорожает, причем значительно — акцизы на него вырастут так сильно, что литр бензина будет стоить в России более 50 рублей. А поскольку резервы к началу 2018 года закончатся, надеяться вновь останется лишь на возвращение высоких цен на нефть.

Иначе государство снова придумает, как взять недостающие деньги у своих граждан, и дорогой бензин будет далеко не единственной мерой.

Источник: https://bankiclub.ru/zakony/byudzhet-rossii-na-2018-god-v-konkretnyh-tsifrah/

Федеральный бюджет на 2018-2020 годы – режим жесткой экономии

Общий бюджет россии на 2018 год

В настоящее время в Госдуме находится на рассмотрении проект федерального бюджета на 2018–2020 гг.

Его отличительными чертами являются консервативный прогноз цены на нефть, сильное сокращение расходов в результате применения новых бюджетных правил и высокий уровень государственных заимствований. Кроме того, с началом в 2018 г.

нового политического цикла может потребоваться наращивание расходов для решения задач, поставленных руководством страны.

В конце сентября 2017 г. в Государственную Думу РФ был внесен законопроект о федеральном бюджете на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. (далее – законопроект). Проект федерального бюджета на предстоящие три года имеет следующие основные показатели – табл. 1.

Общий уровень доходов федерального бюджета в долях ВВП, согласно законопроекту, сократится с 16,0% ВВП в 2017 г. до 14,8% ВВП к 2020 г.

Основным фактором его снижения станет динамика нефтегазовых поступлений вследствие крайне пессимистичной оценки мировых цен на нефть – 49,9 долл./барр. в 2017 г., 43,8 долл./барр. в 2018 г. и 41–42 долл./барр. в 2019–2020 гг.

При этом прогнозируемое ослабление рубля к доллару не сможет в полной мере компенсировать снижение цен на нефть.

По нашим оценкам, цена на нефть в рассматриваемом периоде будет колебаться на уровне 46–48 долл./барр. и ей будет соответствовать обменный курс в 60–63 руб./долл. В случае реализации подобных ценовых и курсовых ориентиров объем нефтегазовых доходов превысит заложенный в бюджете уровень на 0,1 п.п. ВВП в 2018 г. и на 0,3–0,4 п.п. ВВП в 2019–2020 гг.

Поступления ненефтегазовых доходов ожидаются на стабильном уровне 9,8–10,0% ВВП, что в соответствии с бюджетными проектировками связано с улучшением макроэкономической ситуации, ростом качества налогового администрирования и индексацией ставок акцизов.

1. Основные характеристики федерального бюджета на 2018-2020 гг., млрд руб.

Источник: пояснительная записка к проекту федерального закона “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”.

Поступления от основного источника ненефтегазовых доходов – НДС – прогнозируются в течение всего трехлетнего периода с небольшим превышением (0,3 п.п. ВВП) над объемом поступлений от данного налога в 2017 г. Доходы от налога на прибыль, “импортных” пошлин и акцизов в целом прогнозируются в долях ВВП для всего периода 2018–2020 гг. на уровне 2017 г., что является вполне обоснованным.

В 2018–2020 гг. планируется снижение общего объема расходов федерального бюджета с 18,1% ВВП в 2017 г. до 15,6% ВВП к 2020 г. Отметим, что в период с 2011 по 2017 г. расходы федерального бюджета не опускались ниже 18% ВВП.

В целом эффективность бюджетной консолидации последних лет традиционно оставалась достаточно низкой: с 2013 по 2017 г. расходы федерального бюджета сократились с 18,6 до 18,1% ВВП, при этом они выросли на 24% в номинальном выражении и сократились лишь на 9,7% в реальном выражении.

Заметно ухудшилась структура расходов федерального бюджета: сокращению подверглись преимущественно производительные статьи расходов (инвестиции в инфраструктуру, науку и в человеческий капитал). Столь резкое сокращение расходов федерального бюджета – на 2,5 п.п.

ВВП за ближайшие три года – связано с подстройкой бюджета под новое бюджетное правило, принятое в июле 2017 г.

Напомним, что, согласно правилу, предельный объем расходов определяется как сумма трех компонентов: 1) базового объема нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть на постоянном уровне 40 долл./барр.

марки Urals, и соответствующей ей базовой цене на природный газ; 2) объема ненефтегазовых доходов, рассчитанных в соответствии с базовым вариантом среднесрочного прогноза Минэкономразвития России; 3) расходов по обслуживанию долга.

Несмотря на очевидную простоту и понятность данной конструкции, новое бюджетное правило не обладает необходимой устойчивостью: при накоплении средств в Фонде национального благосостояния (ФНБ) хотя бы на уровне 10–15% ВВП начнется сильное политическое давление в сторону пересмотра базовой цены, как это уже было в 2005 г. Кроме того, все компоненты бюджетного правила ведут себя либо проциклично, либо ациклично, что не позволяет удерживать расходы на относительно постоянном уровне.

По нашему мнению, заложенная в проекте бюджета динамика расходов в недостаточной мере позволяет поддерживать за счет бюджета экономический рост и может поставить под угрозу выполнение социальных обязательств (в условиях сохранения текущего законодательства в социальной сфере).

Нам представляется оправданной тактика удержания непроцентных расходов федерального бюджета не ниже 16% ВВП и дефицита федерального бюджета не выше 1,5% ВВП при обеспечении плавного снижения доли непроизводительных расходов (на оборону, правопорядок, госуправление, субсидии госкомпаниям и финансово окупаемым и нститутам развития, социальные расходы) и сохранении текущего уровня налоговой нагрузки. Это позволит соблюсти баланс между необходимостью, с одной стороны, обеспечивать потребности граждан в образовании и здравоохранении, социальной поддержке, общественной безопасности и т.п., а с другой стороны, сохранять достаточно благоприятные условия для ведения бизнеса.

В разрезе функциональной классификации расходов наибольший их прирост в абсолютном и относительном выражении к концу трехлетнего периода, в 2020 г., относительно уровня 2017 г. запланирован по следующим разделам:

– “Обслуживание государственного и муниципального долга” на 149,9 млрд руб., или на 20,8%;

– “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” на 163,5 млрд руб., или на 8,3%;

– “Образование” на 38,9 млрд руб., или на 6,2%;

– “Здравоохранение” на 46,9 млрд руб., или на 10,4%.

Также предполагается незначительный прирост объемов финансирования в 2020 г. по сравнению с 2017 г. по разделам “Межбюджетные трансферты общего характера” и “Охрана окружающей среды” на 21,5 и 1,9 млрд руб., или на 2,7 и 2,0% соответственно.

Сокращение расходов в долях ВВП к 2020 г. относительно 2017 г. отмечается по большинству разделов, в том числе: “Социальная политика” на 1,1 п.п. ВВП, “Национальная оборона” и “Национальная экономика” на 0,6 п.п. ВВП, “Общегосударственные вопросы” на 0,3 п.п.

ВВП, “Национальная безопасность и правоохранительная деятельность” и “Межбюджетные трансферты общего характера” на 0,2 п.п. ВВП, “Образование” и “Физическая культура и спорт” на 0,1 и 0,06 п.п. ВВП соответственно. По остальным разделам функциональной классификации расходы в 2020 г. в долях ВВП остаются на уровне 2017 г.

Необходимо отметить существенное снижение именно непроизводительных расходов федерального бюджета.

Доля расходов, распределенных по программам, в общем объеме расходов бюджета в 2020 г. относительно 2017 г. остается неизменной, на уровне 51,5%. Что касается направлений государственных программ, то наибольшая доля расходов за весь период 2018–2020 гг.

пойдет на “новое качество жизни” (19,6%) и инновационное развитие экономики (12,5%). Такие крупные направления расходов, как пенсионное обеспечение и поддержание обороноспособности страны, по-прежнему не входят в программную часть федерального бюджета.

Особенностью законопроекта становится отказ от федеральных целевых программ (ФЦП) в 5 пилотных госпрограммах. Если в 2017 г. финансируются из бюджета 33 ФЦП, то до 2020 г. планируется профинансировать только 14.

При этом мероприятия программ, не потерявшие свою актуальность, предполагается включить в мероприятия действующих подпрограмм или интегрировать во вновь разработанные подпрограммы (например, ФЦП “Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу” трансформировалась в подпрограмму “Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности”).

Следует также отметить, что проектный подход, который должен стать более эффективным инструментом реализации приоритетов государственно й политики, чем ФЦП, пока не интегрирован в полной мере в программный бюджет. Так, по данным Счетной палаты, в бюджете 2017 г. на реализацию приоритетных проектов предусмотрено 122 млрд руб., что составляет 1,3% от программных расходов федерального бюджета.

Секретные и совершенно секретные ассигнования в 2018 г. сократятся на 7,0% до 2 трлн 896,3 млрд руб. (3,0% ВВП) и составят 17,5% расходов федерального бюджета.

Несмотря на относительно большую открытость проекта бюджета, доля закрытых расходов по-прежнему более чем на порядок превосходит аналогичные показатели государственных финансов в развитых странах, а значит, его прозрачность едва ли можно признать удовлетворительной.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета в 2018 г. будут являться средства ФНБ, а в 2019–2020 гг. – государственные заимствования (табл. 2). 

2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета, млрд руб. 

Источник: пояснительная записка к проекту федерального закона “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”.

Такие объемы заимствований (с реальной ставкой доходности на текущем уровне 2,5–3% и при темпах экономического роста в 2%) приведут к некоторому росту объема госдолга и увеличению расходов на его обслуживание. Госдолг составит 16,1% ВВП против 13,6% по итогам 2017 г.

При этом масштабы заимствований примерно соответствуют размерам госинвестиций (открытой части) и даже превосходят их. В предлагаемых правительством РФ параметрах бюджета поступления от приватизации не являются значимыми (колеблются в интервале 11–13 млрд руб. ежегодно), что в целом не соответствует логике оптимизации государственного участия в экономике.

Финансовые взаимоотношения с регионами

В соответствии с прогнозом сохраняется тенденция стабилизации уровня доходов и расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и сокращения бюджетного дефицита. Реальные объемы доходов и расходов субъектов РФ в ближайшие 3 года будут находиться на уровне, близком к уровню 2015–2017 гг.

Совокупный бюджетный дефицит регионов не должен превысить 0,01–0,05% ВВП. Вместе с тем определенное опасение вызывает тенденция к сокращению реального объема межбюджетных трансфертов регионам (с 1,85% ВВП в 2017 г. до 1,44% ВВП в 2020 г.

), что приведет к сокращению общего реального объема доходов региональных и местных бюджетов, росту бюджетного неравенства, а также дальнейшему сокращению инвестиционной составляющей бюджетных расходов регионов и муниципальных образований.

В наибольшей степени от этого могут пострадать регионы с наименьшим уровнем бюджетной обеспеченности (республики Северного Кавказа, Республика Алтай, Республика Тыва, Камчатский край, Республика Калмыкия, Чукотский автономный округ, Республика Бурятия и др.).

В 2017 г. проведена централизация части налога на прибыль организаций по ставке 1% с дальнейшим перераспределением соответствующего объема между субъектами Российской Федерации через дотации на выравнивание. Эта мера увеличила объем трансфертов регионам на 0,07% ВВП. Даже с учетом этого к 2020 г. объем выравнивающих дотаций сокращается до 0,59% ВВП, что ниже уровня 2016 г. (0,60% ВВП).

Можно отметить общую тенденцию к увеличению доли нецелевой финансовой помощи в межбюджетных трансфертах (c 44% в 2017 г. до 50% к 2020 г.), что происходит за счет снижения реального объема субсидий и иных межбюджетных трансфертов. Это будет способствовать повышению прозрачности системы межбюджетных отношений и гибкости региональных властей в проведении своей бюджетной политики.

Выступая 22 сентября 2017 г. на заседании президиума Госсовета, президент России сообщил о принятии решения реструктуризовать накопленные бюджетные кредиты регионов на 7–12 лет.

Определенные проблемы в связи с реализацией данного решения могут возникнуть у регионов, имеющих большой накопленный объем бюджетных кредитов, рефинансировать погашение которого придется за счет увеличения коммерческого долга (Республика Мордовия, Смоленская область).

Но, несмотря на возможные проблемы для ряда регионов, постепенный отказ от использования бюджетного кредитования представляется решением, освобождающим бюджетную систему от выполнения несвойственных ей кредитных функций.

В заключение нужно подчеркнуть, что параметры бюджета, сформированные на основе новых бюджетных правил, свидетельствуют о попытке Правительства осуществлять политику жесткой бюджетной экономии. Удержание расходов федерального бюджета в номинальном выражении примерно на уровне 2017 г.

может позитивно сказаться на улучшении бюджетной устойчивости. Однако достаточно вероятным представляется другой сценарий: параметры федерального бюджета могут быть существенно скорректированы в дальнейшем для решения задач, которые будут поставлены руководством страны в рамках нового политического цикла.

Подобная корректировка может затронуть уже бюджет 2018 г. Примером такой политики в нынешнем политико-деловом цикле являются майские 2012 г. указы президента.

С учетом этого заниженные оценки доходов и расходов оставляют резерв для принятия новых расходных обязательств, и реальный уровень расходов федерального бюджета, несмотря на новые бюджетные правила, может оказаться значительно выше запланированного в законопроекте объема.

Источник: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/federalnyiy-byudzhet-na-2018-2020-gody-rezhim-zhestkoiy-ekonomii-20171026-120521/

Кабинет Адвоката
Добавить комментарий