Ликвидация муп в 2019

Реорганизация ГУП и МУП в 2019 году

Ликвидация муп в 2019

Особой формой юридических лиц являются государственные и муниципальные предприятия, учреждаемые органами власти.

Эти предприятия создаются с целью решения определенных полномочий органов власти в решении социальных вопросов, например, в сфере пассажирских перевозок.

Но последние предлагаемые изменения в законодательстве предусматривают, что должна произойти реорганизация ФГУПов в 2019 году. Также этот процесс ждет и все муниципальные предприятия, деятельность которых в большинстве случаев признана нерентабельной.

Реорганизация МУПов в 2019 году

Первоначально проект закона №554026-7 предусматривал, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП будет осуществлена до конца текущего года.

Но последние поправки в него, отодвинули этот срок до 2021 года, при этом был предложен запрет на создание новых унитарных предприятий, за исключением тех, что создаются субъектами естественных монополий, входят в структуру ФСБ или Министерства обороны, а также созданы специальными нормативными актами правительства или президента. Законопроект на текущий момент принят в первом чтении, и далее пока Госдумой не рассматривался.

Но несмотря на то, что ликвидация и реорганизация МУП и ГУП отложена, их учредителям уже в настоящее время стоит начать подготовку к этим процессам и разработать план ликвидации унитарных предприятий или преобразования, в том числе путем приватизации.

Реорганизация ФГУПов в 2019 году осуществляется в том же порядке, что и действовал для данной категории юридических лиц и ранее, но с учетом изменений законодательства в части невозможности создания новых унитарных предприятий.

Порядок реорганизации

Реорганизация МУП и ГУП возможна и сейчас, до предлагаемых ФАС изменений в законодательстве, и возможные поправки не коснулись форм, в которые данные унитарные предприятия могут быть преобразованы. Так формой реорганизации МУП является образование на его основе общества с ограниченной ответственностью, а реорганизация ФГУП в АО.

В настоящее время у органов власти также имеется возможность осуществить данные виды реорганизации либо принять решение о ликвидации унитарных предприятий.

Отметим, что в российской практике до настоящего времени данная категория предприятий редко ликвидировалась исключительно по решению собственника, чаще всего это происходило через процедуру банкротства.

Реорганизация МУП в ООО: пошаговая инструкция

Реорганизация МУП проводится на основании решения собственника его имущества – администрации города, района, поселка. Законодательство определяет, что этот процесс осуществляется с учетом соблюдения следующих принципов:

  • Возмездность – изменение собственника возможно только путем платной приватизации;
  • Формальность – каждое изменение имеет документальное оформление и регламентировано нормативно-правовыми актами;
  • Контроль общества – процесс преобразования должен носить открытый для общества характер т.е. любое лицо может получить информацию о реорганизации унитарного предприятия.

В связи с тем, что реорганизация МУП в ООО осуществляется путем приватизации, то уполномоченный орган должен внести преобразование унитарного предприятия в план приватизации с учетом ограничений на передачу ряда категории объектов в частную собственность. В решении о включении в план приватизации должно быть перечислено имущество, которое будет передано образовываемому ООО.

Следующий шаг – оценка имущества предприятия. Здесь возможно два варианта: оценивается имущество как отдельные объекты, либо все предприятие как единый имущественный комплекс. Выбор варианта лежит за собственником и чаще всего зависит от количества и специфики имущества.

После завершения оценки собственник имущества выносит решение о начале процедуры реорганизации. Данное решение в трехдневный срок с момента принятия направляется в ИФНС, уполномоченную осуществлять регистрацию юридических лиц.

После принятие налоговым органом уведомления и внесения записи о реорганизации в ЕГРЮЛ предприятие должно осуществить публикацию в «Вестнике госрегистрации». Данная публикация делается дважды с разницей в месяц.

В период выхода публикаций на предприятии проводится инвентаризация для подготовки передаточного акта. Одновременно с этим осуществляется подготовка по регистрации общества с ограниченной ответственностью, которое станет правопреемником МУПа. Завершение регистрации данного ООО и является окончанием процесса реорганизации муниципального предприятия.

Отметим, что законодательство, в частности федеральные законы «О приватизации государственного и муниципального имущества» и «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривают возможность реорганизации МУП в АО. Но на практике такие варианты преобразования встречаются не часто, в отличие от того, когда осуществляется реорганизация ГУП, на базе которых, напротив, создание акционерных обществ практикуется достаточно часто.

Реорганизация ГУП в АО

Этот процесс осуществляется в том же порядке, что и образование ООО на базе муниципального унитарного предприятия. Разница только в необходимости осуществить регистрацию размещения акций в установленном законом «Об акционерных обществах» порядке.

Владельцем акций вновь образованного общества является Российская Федерация в лице уполномоченного государственного органа.

Реорганизация ФГУП в АО вызвано чаще всего большим объемом имущества, которым распоряжается унитарное предприятие, что позволяет создать уставный капитал значительного размера. 

Источник: https://spmag.ru/articles/reorganizaciya-gup-i-mup-v-2019-godu

Закон о ликвидации ГУПов — две интриги

Ликвидация муп в 2019

В пятницу 13-го Госдума в окончательном чтении приняла закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции».

Инициатором данного законопроекта выступило правительство РФ, а точнее – Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая давно считает, что ГУПы и МУПы —  это пережиток советского прошлого.

На самом деле сработала парадигма, которую нам два десятка лет навязывали младореформаторы и их последователи: «Государство не может быть эффективным собственником».

На мой взгляд, очень спорное, хоть и одобряемое обществом утверждение.

Комментировать этот закон смысла нет, так как за него уже проало думское большинство, но все-таки впереди две стадии процесса —  это одобрение закона Советом Федерации и подписание президентом.

Интригой является позиция Валентины Матвиенко, которая ровно год назад, 12 декабря 2018, на семинаре с участием председателей региональных Заксобраний — членов Совета законодателей при Федеральном Собрании РФ, заявила: «Совет Федерации считает «антиконституционным» закон о ликвидации ГУПов и МУПов и не поддержит его.

Мы официально заявили об этом администрации (президента), потому что он нарушает принцип распределения полномочий, федеральным законом пытаются регулировать деятельность региональных и муниципальных органов власти в сфере их деятельности».

По сравнению с предыдущими редакциями законопроекта депутаты смягчились и определили, что ГУПы и МУПы должны быть ликвидированы до 1–го января 2025 года.

Это нововведение не коснется некоторых категорий госпредприятий, которые осуществляют деятельность:

– в сфере обращения с радиоактивными отходами;

– осуществления деятельности в сферах естественных монополий;

– обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

– осуществления деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;

Остальные должны будут уйти с рынка. Конечно, до 2025 года многое изменится.

Общественная палата РФ, проанализировав положения законопроекта, указала:

«В соответствии с подпунктом а) пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее -Указ № 618) в качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции определено сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках.

Подпунктом а) пункта 4 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы, утвержденного Указом № 618, Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до 1 января 2019 года внесение в установленном порядке в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих, в частности, ограничение создания унитарных предприятий на конкурентных рынках.

О повышении эффективности управления государственным и муниципальным имуществом, в частности, путем проведения органами власти всех уровней мероприятий, направленных на уменьшение доли государственных и муниципальных организаций на конкурентных товарных рынках, идет речь в пункте 1г-4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года № Пр-817ГС по итогам заседания Госсовета по вопросу развития конкуренции, состоявшегося 5 апреля 2018 года.

Учитывая изложенное, положения законопроекта представляется целесообразным скорректировать в соответствии с логикой поручения Президента Российской Федерации, предусматривающей ограничения, но не запрет на создание унитарных предприятий.

В законопроекте было бы целесообразно вместо запрета на создание унитарных предприятий обозначить условия и случаи, при которых и создание не допускается, а также виды экономической деятельности, в рамках которых деятельность унитарных предприятий ограничивается».

Жаль, что эта продуманная и взвешенная позиция не нашла отклика у думских депутатов.

Принятый закон напоминает слова популярной песенки : «ГУП-МУП – мы подошли из-за угла…»

Ведь в нем нет ни слова о социальных гарантиях для работников ГУПов, которые высвободятся после ликвидации предприятий. Точную цифру ГУПов в Севастополе назвать не могу, но их около четырех десятков, в одном только ГУП «Севастопольский морской рыбный порт» около пятисот сотрудников.

Например, когда Госдума принимала закон «Об особенностях реорганизации ФГУП «Почта России»», то одним из условий, прописанных в федеральном законе, был запрет на сокращение штата работников.

Зато ввели норму, согласно которой «При необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия.

Правительство Российской Федерации рассматривает мотивированное представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и принимает по нему решение в срок, не превышающий двух месяцев».

Устранение последствий чрезвычайных ситуаций, как правило, требует срочного оперативного вмешательства и принятия решений. О каких двух месяцах говорят депутаты – непонятно. Но хорошо, что хоть срок в полгода не определили.

Неясно, зачем ликвидировать ГУПЫ, которые по итогам деятельности имеют стабильный положительный результат. Ведь кроме уплаты обязательных налогов, они перечисляют в городской бюджет часть своей прибыли, определенную уставом.

Продажа такого предприятия, как ни крути, это разовый источник дохода, в то время, как перечисление части прибыли является доходом постоянным и легко планируемым.

Выше уже цитировалась прошлогодняя позиция спикера Совета Федерации о не конституционности данного закона.

В этой связи представляет интерес вопрос, воспользуется ли Законодательное собрание Севастополя своим правом направить вновь назначенному сенатору от Заксобрания Екатерине Алтабаевой рекомендации о ании в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам, затрагивающим интересы Севастополя (п.3.ст.37. ЗС № 35). 

Прошлый созыв этим правом, которое является одной из форм взаимодействия с членом Совета Федерации, за свою каденцию не воспользовался ни разу.

При этом, несомненно, что принятие закона о ликвидации ГУПов напрямую коснется многих тысяч севастопольцев. Но пока депутаты, демонстрируя совсем непохвальную солидарность, никак не выражают позицию.

Давайте вспомним, как в середине сентября этого года правительство Севастополя анонсировало создание нового ГУПа «Севастопольстройпроект», которое позволит с максимальной эффективностью реализовать задачи по проектированию и строительству объектов социальной инженерной инфраструктуры.

По расчетам правительства: «Создание «Севастопольстройпроект» поможет реализовать эффективно работающую систему обеспечения доступным по стоимости жильем отдельных категорий граждан со средними доходами, основанную на рыночных принципах приобретения жилья и долгосрочных ипотечных кредитов, развить систему ипотечного жилищного кредитования».

В частные руки уйдет ГУП «Севтеплоэнерго» и ГУП «Севастопольгаз» вместе с «Севэлектроавтотранс». Сегодня эти предприятия тяжело назвать прибыльными, но пришедший на их место частник в убыток точно работать не станет, либо навяжет ряд дополнительных услуг, либо просто уйдет с рынка предоставления услуг.

На Руси издревле говорили, что «рыба ищет, где глубже».

В случае окончательного принятия закона, думается, что обладающее солидным потенциалом предпринимательское сообщество Севастополя, РСПП, сможет предложить правительству Севастополя эффективные «гупозамещающие» механизмы.

Мнение авторов и спикеров может не совпадать с позицией редакции. Позиция редакции может быть озвучена только главным редактором или, в крайнем случае, лицом, которое главный редактор уполномочил специально и публично.

Встройте “ИНФОРМЕР” в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Источник: https://ruinformer.com/page/zakon-o-likvidacii-gupov-dve-intrigi

Госдума приняла во II чтении законопроект о ликвидации унитарных предприятий до 2025 года

Ликвидация муп в 2019

МОСКВА, 12 декабря. /ТАСС/. Госдума во втором чтении законопроект, предусматривающий запрет на создание новых и ликвидацию либо реорганизацию существующих унитарных предприятий.

Документ подготовлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ, внесен в Госдуму правительством и принят депутатами в первом чтении 11 декабря 2018 года.

Согласно редакции законопроекта, принятого в первом чтении, к 1 января 2021 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы.

При подготовке документа ко второму чтению этот переходный период решено продлить до 1 января 2025 года.

Запрет на создание ГУП и МУП не коснется случаев, когда оно предусмотрено федеральным законом, актом президента РФ или правительства.

Исключение также составят унитарные предприятия, созданные в целях национальной безопасности и обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ.

Большая часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией – в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговли и оказания услуг, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

На 1 января 2018 года в России насчитывалось более 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше, чем на 1 января 2013 года, свидетельствуют данные ФАС.

Поправки ко второму чтению

Как подчеркнул ранее глава комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев, к законопроекту поступило 86 поправок, 28 из которых рекомендованы комитетом к принятию, а 58 – к отклонению.

По его словам, концепция правительства, которая предусматривает сокращение количества унитарных предприятий, ко второму чтению сохранена.

При этом в результате доработки законопроекта существенно расширен перечень оснований для создания унитарных предприятий, в частности, это случаи обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение деятельности по развитию культуры, искусства и кинематографии и сохранению культурных ценностей, обеспечение деятельности за пределами территории РФ ряда федеральных органов исполнительной власти и корпорации “Росатом”, рассказал депутат.

Устанавливается запрет на деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции (за исключением отмеченных выше случаев), если выручка унитарного предприятия от его деятельности превышает 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.

Это ограничение не применяется к унитарным предприятиям, созданным на основании федерального закона, актов президента РФ или правительства РФ, и к унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, унитарным предприятиям со статусом федеральной ядерной организации.

По инициативе членов Совета Федерации законопроект дополнен нормами, предусматривающими возможность принятия правительством РФ по мотивированному представлению главы субъекта РФ решения о создании или сохранении унитарного предприятия, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации либо недопущения угрозы нормальной жизни населения в регионе.

Еще одной новацией законопроекта стало смягчение последствий нарушений антимонопольного законодательства для унитарных предприятий по сравнению с редакцией, внесенной правительством РФ ранее, сообщил Жигарев.

Предусмотрено, что в случае нарушения антимонопольного законодательства учредителям унитарных предприятий выдается предупреждение о прекращении неразрешенных видов деятельности либо ликвидации предприятия. Одновременно внесены поправки об исключении необходимости получения разрешения антимонопольного органа для регистрации унитарного предприятия.

История вопроса

Госдума 22 ноября 2018 года перенесла рассмотрение этого законопроекта в первом чтении из-за отсутствия антикоррупционной экспертизы проекта и других документов, которые, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, не были представлены в профильный комитет согласно процедуре.

6 декабря были проведены парламентские слушания, в ходе которых представители Федеральной антимонопольной службы напомнили, что президент РФ Владимир Путин просил определиться с будущим ФГУПов и МУПов, и эта тема входит также в национальный план развития конкуренции.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/7332275

Ликвидация МУПов и ГУПов в 2019 году – обзор закона о приватизации государственного и муниципального имущества

Ликвидация муп в 2019

Государственные и муниципальные предприятия – пережиток советского прошлого, от которого необходимо избавиться. Такова позиция Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – главного «врага» МУПов и ГУПов, инициатора законопроекта об их ликвидации.

По инициативе ФАС и с одобрения Президента РФ Владимира Путина Россию ждет масштабная ликвидация ГУПов и МУПов в 2019 году. Указ президента, однако здесь не причем.

В Госдуму внесен законопроект №-554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».

Документ уже принят в первом чтении 11 декабря 2018 года. Текст законопроекта доступен для скачивания ниже по ссылке. Расскажем о нем подробнее.

Предыстория: почему решили ликвидировать госпредприятия

Законопроект №-554026-7 разработан по поручению президента. Инициаторами проект отмечается, что в современных реалиях предприятия, создаваемые государством и не наделенные в отношении передаваемого ему учредителем имущества всем комплексом прав собственника, тормозят развитие соответствующих сфер народного хозяйства, в которых фактически занимают монопольные позиции.

Почему так происходит? Вот отличительные характеристики этой организационно-правовой формы в современных условиях:

  • свое имущество у МУПов и ГУПов отсутствует, его им предоставляет государство или муниципалитет (этим и объясняется разница в названии);
  • нередко им требуется поддержка государства, которая оказывается без контроля антимонопольной службы;
  • финансовую отчетность они не обязаны раскрывать и контроль за расходованием средств осуществлять достаточно проблематично;
  • основные два источника дохода на настоящий момент: субсидии государства и сдача госимущества в аренду.

Вышеперечисленные привилегии позволяют получать преимущественное положение на рынке. Часто частные компании не могут ничего противопоставить госпредприятиям. Таким образом, если в конкретной сфере действует ГУП или МУП, конкуренция в ней будет отсутствовать.

При этом показывать какие-либо достижения или прибыль таким предприятиям невыгодно.

Многомиллионные субсидии от государства эффективные и успешные организации не получают, поэтому в их интересах работать в убыток, или хотя бы показывать его официально.

Таким образом, они и сами не развивают занятую отрасль и не пускают в нее частные фирмы. Именно таково объяснение инициаторов проекта о ликвидации ГУПов и МУПов.

Предложение законопроекта

Активные противники законопроекта объясняют свою позицию тем, что фактически предлагается принять закон о приватизации государственного и муниципального имущества. В 2019 году это революционная идея, которая совершенно естественно вызвала споры в обществе и неоднозначную реакцию. На самом же деле законопроект не предлагает чрезмерно радикальные меры.

Закон о приватизации МУПов и ГУПов до 2021 года устанавливает не полную их ликвидацию, а скорее преобразование. А вот создание новых госпредприятий запрещается, так же как и их присутствие на конкурентных рынках.

То есть, сохраняется возможность деятельности МУПов и ГУПов в сфере естественных монополий, а также и в сфере обороны страны.

Также не будут трогать предприятия, которые созданы по спецраспоряжению президента или главы правительства.

Порядок преобразования

Все остальные ГУПи и МУПы обязаны до 2021 года провести инвентаризацию имущества, ведь сейчас многие госпредприятия не могут сказать, сколько у них конкретно имущества, так как оно нередко даже не поставлено на учет. Кроме того, предполагается провести аудиторскую проверку бухбаланса.

Преобразовать их планируется в акционерные общества или бюджетные предприятия, которые предполагают более прозрачную схему отражения доходов и расходов. Бюджетные учреждения регулируются со стороны государства строже, чем ГУПы, они проводят закупки строго по закону.

Реорганизация не предполагает автоматически увольнение всего штата предприятий, руководство будет решать, какие работник потребуются для осуществления деятельности в будущем.

Таким образом, все предприятия, подпадающие под закон, переводятся на рыночные рельсы и частично лишаются поддержки государства.

Пока не ясно, каким образом будет происходить реорганизация, в проекте указано только, что необходимо решение учредителя, то есть, государства.

Если, например, будет организовываться АО, то непонятно, как будет происходить выпуск акций, удостоверяющих право на часть приватизируемого госимущества. Видимо, будут отдельное Постановление Правительства РФ по этому поводу, либо решение по конкретным предприятиям.

Реакция на законопроект

Закон о ликвидации МУПов и ГУПов с 1 января 2019 года стал широко освещаться в прессе и получил критику не только от широкой общественности, но даже и от Правительства. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко четко выразила общую мысль – в таком виде закон Совфедом одобрен не будет, он нарушает принцип распределения полномочий и предполагает произвольное распоряжение госимуществом.

Уже вынесены на обсуждение поправки, предполагающие продлить срок, выделенный для преобразования, до 2023 года. Также предлагается оставить районам Крайнего Севера возможность выбирать: оставлять ли госпредприятия в ключевых сферах, где они необходимы по мнению руководства этих субъектов РФ.

Вызывает большие вопросы как у граждан, так и у экспертов ликвидация МУПов и ГУПов в сфере ЖКХ. Традиционно считалось, что эта сфера нуждается в госконтроле. Например, жители крупных городов не представляют приватизации метрополитена, и таких примеров масса.

На данный момент идет сбор поправок ко второму чтению законопроекта.

Ознакомиться с письмом Правительства РФ к законопроекту можно здесь

Скачать текст проекта закона о ликвидации МУПов и ГУПов можно здесь

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Источник: https://takovzakon.ru/zakon-o-privatizacii-mupov-i-gupov-do-2021-goda-obzor-proekta-n554026-7/

Фас в сми: госдума приняла закон о ликвидации унитарных предприятий до 2025 г

Ликвидация муп в 2019

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий запрет на создание новых и ликвидацию либо реорганизацию существующих унитарных предприятий.

Документ подготовлен Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ, внесен в Госдуму правительством и принят депутатами в первом чтении 11 декабря 2018 г.

Согласно редакции законопроекта, принятого в первом чтении, к 1 января 2021 г.

государственные и муниципальные унитарные предприятия (ГУП и МУП), созданные до вступления в силу соответствующих норм и действующие на конкурентных товарных рынках, будут ликвидированы или реорганизованы.

При подготовке документа ко второму чтению этот переходный период было решено продлить до 1 января 2025 г.

Запрет на создание ГУП и МУП не коснется случаев, когда оно предусмотрено федеральным законом, актом президента РФ или правительства.

Исключение также составят унитарные предприятия, созданные в целях национальной безопасности и обороны, в области разведывательной деятельности, в области мобилизационной подготовки и мобилизации в РФ, в области транспортной безопасности, в сфере международных отношений, в сфере государственной охраны, в сфере внутренних дел, в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, в сфере деятельности войск национальной гвардии РФ.

Большая часть унитарных предприятий работают в сферах с развитой конкуренцией – в теплоснабжении, водоснабжении, водоотведении, управлении жилым фондом, торговли и оказания услуг, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

На 1 января 2018 г. в России насчитывалось более 18,6 тыс. унитарных предприятий, что на 39% больше, чем на 1 января 2013 г., свидетельствуют данные ФАС.

Поправки ко второму чтению

Как подчеркнул ранее глава комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев, к законопроекту поступило 86 поправок, 28 из которых рекомендованы комитетом к принятию, а 58 – к отклонению.

По его словам, концепция правительства, которая предусматривает сокращение количества унитарных предприятий, ко второму чтению сохранена.

При этом в результате доработки документа существенно расширен перечень оснований для создания унитарных предприятий, в частности, это случаи обеспечения жизнедеятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обеспечение деятельности по развитию культуры, искусства и кинематографии и сохранению культурных ценностей, обеспечение деятельности за пределами территории РФ ряда федеральных органов исполнительной власти и корпорации “Росатом”, рассказал депутат.

Установлен запрет на деятельность унитарных предприятий на товарных рынках, находящихся в состоянии конкуренции (за исключением отмеченных выше случаев), если выручка унитарного предприятия от его деятельности превышает 10% совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год.

Это ограничение не применяется к унитарным предприятиям, созданным на основании федерального закона, актов президента РФ или правительства РФ, и к унитарным предприятиям, осуществляющим деятельность в области обращения с радиоактивными отходами, унитарным предприятиям со статусом федеральной ядерной организации.

По инициативе членов Совета Федерации закон дополнен нормами, предусматривающими возможность принятия правительством РФ по мотивированному представлению главы субъекта РФ решения о создании или сохранении унитарного предприятия, если это необходимо для устранения последствий чрезвычайной ситуации либо недопущения угрозы нормальной жизни населения в регионе.

Еще одной новацией закона стало смягчение последствий нарушений антимонопольного законодательства для унитарных предприятий по сравнению с редакцией, внесенной правительством РФ ранее, сообщил Жигарев.

Предусмотрено, что в случае нарушения антимонопольного законодательства учредителям унитарных предприятий выдается предупреждение о прекращении неразрешенных видов деятельности либо ликвидации предприятия. Одновременно внесены поправки об исключении необходимости получения разрешения антимонопольного органа для регистрации унитарного предприятия.

История вопроса

Госдума 22 ноября 2018 г. перенесла рассмотрение этого законопроекта в первом чтении из-за отсутствия антикоррупционной экспертизы проекта и других документов, которые, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, не были представлены в профильный комитет согласно процедуре.

6 декабря 2018 года были проведены парламентские слушания, в ходе которых представители ФАС напомнили, что президент РФ Владимир Путин просил определиться с будущим ФГУПов и МУПов, и эта тема входит также в национальный план развития конкуренции. **

Источник: https://fas.gov.ru/publications/19965

Ликвидация унитарных предприятий: сроки будут продлены, имущество пройдет ревизию

Ликвидация муп в 2019

28 февраля

Механизмы ликвидации МУПов и ГУПов обсудили участники круглого стола в ОП РФ

Как повлияет ликвидация государственных и муниципальных унитарных предприятий на развитие экономики? Будет ли она способствовать развитию конкуренции на локальных рынках? Получат ли граждане социальные услуги, если закроют МУПы в их городе?

На эти и другие вопросы попытались ответить участники состоявшейся в ОП РФ общественной экспертизы проекта Федерального закона № 554026-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)».

Модератор встречи председатель Комиссии Общественной палаты РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов обратил внимание на то, что данный законопроект, принятый Госдумой в первом чтении, вносит серьезные изменения, во-первых, в порядок обеспечения россиян услугами первой необходимости, а во-вторых, — в работу органов власти, прежде всего на региональном и местном уровне.

«Проект федерального закона опирается на поручения Президента и национальный план развития конкуренции в РФ на 2018–2020 годы.

Суть поручений — сократить долю хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках, учреждаемых и контролируемых государством, среди общего их количества.

Подчеркну: речь идет об ограничении количества, а не о полной ликвидации. Как реализовать это на практике, мы и должны сегодня обсудить», — сообщил Максимов.

Член ОП РФ рассказал, что в документе прописан запрет на создание новых государственных и муниципальных унитарных предприятий. Существующие же ГУПы и МУПы необходимо реорганизовать в другие правовые формы до 1 января 2021 года, за исключением тех, которые работают в сфере обеспечения обороны и безопасности страны либо осуществляют деятельность в сферах естественных монополий.

Заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский напомнил о предыстории создания рассматриваемого законопроекта: «В силу своих полномочий Федеральная антимонопольная служба РФ ежегодно проводит оценку состояния конкуренции на товарных рынках в России. Последние годы есть тенденция, которая беспокоила ФАС и с которой мы неоднократно обращались в правительство, — существенное увеличение госсектора в экономике. Это сужает частный сектор, что негативно отражается на уровне состояния конкуренции на территории страны». 

По мнению замглавы ФАС, функционирование унитарных предприятий на конкурентном рынке на уровне субъекта РФ ведет к тому, что этот рынок вскоре становится монопольным. Если нишу занимает государство, то частный бизнес не может конкурировать на равных с унитарным предприятием.

«Правовая форма “унитарное предприятие” предполагает отсутствие своего имущества, используется государственное или муниципальное имущество.

Унитарные предприятия получают государственную поддержку без антимонопольного контроля, их финансовая отчетность закрыта, и узнать, куда потрачены деньги, практически невозможно.

Таким образом, создаются неравные условия деятельности на рынке, это не позволяет развиваться конкуренции», — сказал Сергей Пузыревский.

По данным ФАС на сегодняшний день в Российской Федерации действует около 18 тысяч унитарных предприятий, из них 15 тысяч — это МУПы, 2,5 тысячи — предприятия субъектов РФ и около одной тысячи — ГУПы.

Сергей Пузыревский рассказал, что основной вид деятельности унитарных предприятий — это сдача имущества в аренду. Другой источник дохода для таких организаций — получение субсидий от государства: «Для унитарных предприятий существует мотивация показать убытки, чтобы получить субсидию, сама экономика их к этому подстегивает. Если рентабельность положительная, то в субсидии отказывают».

Замглавы ФАС напомнил, что министр финансов Антон Силуанов в свое время давал поручение оценить, сколько будет стоить перевод унитарных предприятий в другие правовые формы. Выяснилось, что сами эти организации не знают, сколько у них имущества, потому что оно не поставлено на учет.

«То есть они сдают госимущество, но сами не знают, сколько его у них.

Даже если этот закон будет принят и просто пройдет ревизия имущества, государство получит информацию о таком объеме имущества, которое мы себе не представляем, а это доходная часть бюджетов регионов и муниципалитетов. Сам факт постановки на учет будет обелением этой сферы, которая пока находится в серой зоне», — отметил Сергей Пузыревский.

Он также сообщил, что на сегодняшний день подготовлены поправки в законопроект, согласно которым срок ликвидации унитарных предприятий увеличен до 1 января 2023 года. Также северные и приравненные к ним территории могут не ликвидировать унитарные предприятия, если считают их деятельность необходимой населению.

Андрей Максимов отметил, что многие вопросы по содержанию законопроекта снимаются поправками, которые подготовило ведомство.

«Нам отрадно, что ФАС разделяет опасения экспертов и учитывает все многообразие условий жизни в разных муниципальных образованиях.

Мы поддерживаем идею о том, что государство может оказывать услуги на коммерческой основе там, где нет предпринимательской или социально-предпринимательской активности.

Позитивно оцениваем то, что срок постепенной ликвидации продлен и есть возможность сохранить МУПы на отдаленных территориях, там, где это актуально», — заявил общественник.

Проведенный среди региональных ОП опрос показал, что в сельских поселениях некоторые услуги невозможно оказать за счет частного бизнеса, рассказал Максимов. Например, в отдаленных районах аптеки только государственные, и бизнес туда не идет.

По мнению первого заместителя председателя Комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Владимира Винницкого, такие сферы, как энергетика, транспорт и алкоголь, должны полностью регулироваться государством. Общественник предложил разработать механизм общественного контроля за деятельностью тех унитарных предприятий, которые решено будет оставить.

Источник: https://www.oprf.ru/press/news/2019/newsitem/48403

Госдума одобрила ликвидацию ГУПов и МУПов — Daily Storm

Ликвидация муп в 2019

Государственная дума большинством «Единой России» и «Справедливой России» поддержала в первом чтении совместное предложение ФАС и правительства России о ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий в период с 2019-го по 2021 год.

С подобной инициативой при поддержке Дмитрия Медведева выступил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев.

По его мнению, унитарные предприятия на конкурентных рынках неэффективны как форма собственности, а потому необходимо наложить запрет на создание новых ГУПов и МУПов с 2019 года, а уже имеющиеся — ликвидировать к 2021 году.

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Сергей Пузыревский, выступая 11 декабря на пленарном заседании Госдумы, отметил, что унитарные предприятия являются нерентабельными.

«Законопроектом предусматривается переходный период в два года. В течение этого времени унитарные предприятия будут либо ликвидированы, либо реорганизованы. В случае если конкуренция на рынке отсутствует, то унитарное предприятие может продолжить деятельность на этом рынке», — сообщил депутатам Пузыревский.

Ранее Daily Storm писал о спорах парламентариев с антимонопольным ведомством. 22 ноября председатель Госдумы Вячеслав Володин, несмотря на одобрение законопроекта комитетом ГД по экономической политике и профильным комитетом Совета Федерации, принял решение отложить первое чтение совместной инициативы ФАС и кабинета министров и направил документ на обсуждение во фракции.

Парламентские слушания на тему «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий» © duma.gov.ru

Выступая с трибуны Госдумы, замглавы ФАС Сергей Пузыревский заявил, что его служба провела дополнительные обсуждения законопроекта по просьбе руководства парламента, встретилась со всеми думскими фракциями, кроме КПРФ, но готова перед вторым чтением все-таки провести двусторонний разговор с коммунистами, чтобы развеять всех их сомнения.

По планам ФАС, планируется сохранить унитарные предприятия в сфере творчества и культуры, на труднодоступных территориях Дальнего Востока и Севера, а также в тех сферах, где на данный момент отсутствует конкуренция, и в сфере унитарных предприятий, которые занимаются фармацевтикой.

Представитель комитета Госдумы по экономической политике, член фракции «Единая Россия» Александр Козловский рассказал депутатам, что в Думу поступили отсутствовавшие ранее документы, в частности, антикоррупционная экспертиза предложений правительства, и у комитета нет никаких претензий к законопроекту. Большинство регионов, по его словам, также поддерживают законопроект ФАС и правительства.

«Во главу угла мы ставили девиз — не навредить. Притом что нашими коллегами высказывались предложения отдать эти вопросы на откуп регионам… Те риски, которые высказывают коллеги, могут быть сняты на втором и третьем чтении. Второе — правительство предлагает сделать рынок предоставления услуг конкурентным. Фракция будет ать за», — представил позицию единороссов депутат Алексей Бурнашов. 

Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, депутат-эсер Валерий Гартунг также сообщил, что его партия будет ать за законопроект, однако ко второму чтению его все-таки необходимо доработать.

«Наша фракция концептуально поддерживает законопроект. Считаем, что развитие конкуренции ведет к снижению издержек для потребителей. Но есть вещи, где конкуренция невозможна по разным причинам. К сожалению, в законе не все там прописано. В первом чтении поддерживаем, но ко второму чтению было высказано много замечаний», — высказался Гартунг.

Депутат также добавил, что по всей стране есть не только труднодоступные районы, где ГУПы и МУПы предполагается оставить, но и малонаселенные пункты. Они не труднодоступны, но из-за малости рынка там невозможна конкуренция.

Валерий Гартунг © GLOBAL LOOK Press / Alexander Legky / Russian Look

Появилось у эсера Гартунга еще одно замечание. Если мы имеем дело с бюджетным учреждением, в которые ФАС предлагает переделать унитарные предприятия, то они не могут заниматься коммерческой деятельностью. Если же речь идет о другой форме собственности, а именно — акционерном обществе, то они занимаются только лишь коммерческой деятельностью. 

«А где середина?» — недоумевал депутат Валерий Гартунг, напомнивший, что унитарные предприятия совмещали в себя оба данных направления.

«Фракция КПРФ данный проект закона даже концептуально не поддерживает и поддерживать не будет. Нам непонятна спешка. Нас лишили права обсудить законопроект с его авторами», — начал выступление первый зампред комитета Госдумы по экономической политике коммунист Николай Арефьев.

Депутаты Компартии были единственными парламентариями, которые не смогли детально поговорить с представителями ФАС о ликвидации унитарных предприятий. Первый зампред фракции Николай Коломейцев также обратил внимание представителя антимонопольной службы, что он с прошлой среды звонил по спецсвязи в ФАС, однако встречной реакции так и не было.

«Что мешает правительству, муниципальным образованиям, губернаторам преобразовывать унитарные предприятия в любую другую форму сейчас? Ничего не мешает. Почему надо принуждать? Кому-то надо убрать конкурентов с рынка. Принудить и заставить преобразовать предприятия, либо их ликвидировать», — убежден Арефьев. 

Депутат также напомнил, что в стране семь миллионов зарегистрированных в госреестре частных предприятий. Унитарных же — всего 18 тысяч.

«Как они могут мешать конкуренции на рынках? Никак, — продолжал Арефьев. — Кому мешает НПО Хруничева? Кому мешает «Почта России»? «Мосфильм»? Эрмитаж? Центр ядерной физики? Кому? Никому! Есть лишь потребность монополизировать, сделать акционерным обществом и продать акции. Преимущественно — иностранцам».

Во фракции ЛДПР поддержали коммунистов. Председатель комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, либерал-демократ Алексей Диденко заявил, что фракция ЛДПР не будет ать за представленную концепцию данного законопроекта.

Объясняя позицию фракции, Диденко отметил, что представители ФАС неоднократно уверяли, что никаких существенных изменений не произойдет при ликвидации унитарных предприятий, якобы лишь будет наведен порядок в сфере конкуренции государственных и частных структур. Однако каковы критерии и границы, определяющие, что один рынок — конкурентный, а другой — нет, в документе, подготовленном антимонопольной службой, не прописано.

«Если бы удалось найти формулировку, что МУПы и ГУПы уйдут только там, где рынок действительно высококонкурентен, то можно было бы проать за него», — пояснил Алексей Диденко.

Федеральная антимонопольная служба убеждает, что унитарные предприятия будут ликвидироваться только на тех рынках, где не предусмотрена конкуренция. Так, по замыслам ФАС, ликвидация не коснется всех восьми существующих в стране метрополитенов, а также электротранспорта. Все, что касается сфер ведения монополий, останется в прежнем виде.

Унитарные предприятия, работающие в сфере ЖКХ, аналогично трогаться не будут. Сфера обороны и безопасности также останется неприкосновенной, говорят в ФАС.

ГУПы и МУПы, задействованные в сферах производства и реализации лекарств, медицинских изделий, доставки продуктов питания в труднодоступные места, работы с твердыми бытовыми отходами также не подпадут под действие данного законопроекта.

«Это делается для демонополизации экономической сферы страны», — окончательно пояснил позицию ФАС замруководителя службы Сергей Пузыревский. 

За законопроект проали 334 из 379 депутатов, 44 — против, 1 — воздержался, фракция ЛДПР не ала.

Загрузка…

Загрузка…

Источник: https://content.dailystorm.ru/vlast/novyy-peredel-rynka-gosduma-odobrila-likvidaciyu-gupov-i-mupov

Кабинет Адвоката
Добавить комментарий