Имеет ли право учитель оставлять после звонка какая статья

Имеет ли право учитель собирать телефоны учеников перед уроком?

Имеет ли право учитель оставлять после звонка какая статья
Мы уже писали о принятии парламентом Франции закона о запрете использования смартфонов в школе. Законопроект спорный, есть как сторонники такой инициативы, так и ярые противники. Российские педагоги тоже отреагировали неоднозначно.

Например, одни учителя считают, что невозможно отрицать цифровой прогресс, нужно лишь научиться использовать его во благо. Так, директор института неформального образования INO Дмитрий Зицер в своём интервью каналу «360» поделился мнением: «Смартфон — это часть жизни.

Сейчас надо говорить о том, как научиться учителям использовать то, что дети постоянно с телефонами. Смартфон надо сделать верным помощником, а не превращать во врага. Учителям необходимо делать уроки нескучными, интересными, можно подключать телефоны.

Я уверен, что телефоны в руках детей влияют только на психику взрослых».

А вот министр образования России Ольга Васильева высказывается против мобильных телефонов. «Что касается запрета айфонов как помощи на уроках учеников — я думаю, что здесь вопрос очень сложный.

На мой взгляд, у нас есть планшеты во многих школах, те, которые являются рабочими и которых достаточно, чтобы посмотреть рабочий материал», — прокомментировала «мобильную» ситуацию в школах Васильева в ходе Общероссийского родительского собрания в прошлом году.

Тогда же министр отметила, что запрещать или разрешать использовать мобильные телефоны в школе — собственная прерогатива каждого учебного заведения.

В пример Васильева привела использование во многих общеобразовательных учреждениях специальных коробок для сбора телефонов.

На входе в класс стоит «красивый ящичек», куда школьники сдают свои гаджеты, которые они забирают оттуда лишь после занятий.

Действительно, практика изъятия на время урока гаджетов у школьников имеет успех у многих преподавателей. Но правомерен ли такой «отъём у населения» имущества и чем подобные действия могут грозить учителю? Разбираемся в ситуации при помощи «буквы закона».

Имущество

В нашем анализе будем руководствоваться Конституцией Российской Федерации и Гражданским кодексом РФ.

Итак, семья приобрела своему ребёнку мобильное устройство, которое он стал носить с собой в школу. Следовательно, был совершён акт дарения, а ребёнок стал собственником гаджета.

В школе преподаватель требует ребёнка сдать смартфон на временное хранение, так как наличие гаджета у школьника будет отвлекать ребёнка от процесса обучения. В конце урока учитель обязуется вернуть телефон владельцу.

Дети, которые проходят обучение в школах, дееспособны, следовательно, могут приобретать и осуществлять гражданские права, исполнять свои гражданские обязанности. Объем прав и обязанностей регулируется Гражданским кодексом РФ.

Статьи 21, 26 и 28 определяют понятие дееспособности, а также перечисляют варианты возможных сделок в зависимости от возраста несовершеннолетнего («Дееспособность гражданина»; «Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет»; «Дееспособность малолетних»).

Школьник, став собственником смартфона, обрёл права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Ребёнок вправе распоряжаться личным имуществом, как ему вздумается, совершая любые действия, естественно, при этом не нарушая закон, права и охраняемые законом интересы других лиц.

Такие действия регулируются Гражданским кодексом РФ, описываются в статье 209 (ст. 209) « права собственности». Таким образом, всю ответственность за свои действия с личным имуществом, в данном случае — с телефоном, ребёнок несёт самостоятельно (ст. 210 «Бремя содержания имущества» и ст.

 211 «Риск случайной гибели имущества»).

Хранение

Итак, с актом дарения и получением ребёнка телефона в собственность разобрались, теперь рассмотрим момент «честного отъёма» сотового телефона у ученика и пребывание гаджета в коробке (или ящике, или любом другом месте, куда поместит его ученик или учитель).

В подобной ситуации из всех вышеперечисленных действий логически «вытекает» лишь один вид сделки — хранение. Согласно договору хранения «одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности» (ГК РФ ст.

 886 «Договор хранения»). Несмотря на то что договор хранения предполагает простую письменную форму, отсутствие оной «не лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания в случае спора о тождестве вещи, принятой на хранение, и вещи, возвращенной хранителем» (ГК РФ ст. 887 п.

 3 «Форма договора хранения»).

Согласно п. 1 ст. 900 ГК РФ («Обязанность хранителя возвратить вещь») «хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением». В данном случае под «хранителем» понимаем преподавателя, забирающего сотовый телефон, а под «поклажедателем» — школьника.

Кстати, стоит отметить, что преподаватель не имеет права требовать у своих учеников сдавать телефоны перед уроком. Личное имущество должно сдаваться добровольно, иначе педагог нарушает положения ст. 209 ГК РФ (« права собственности») и п.1 ст. 35 гл. 2 Конституции РФ («Право частной собственности охраняется законом»).

В чём же подвох?

Все «роли» распределены, действия расписаны, казалось бы, где может притаиться опасность? Однако вероятность того, что «что-то может пойти не так», вполне велика.

Представьте ситуацию, в которой ученик решает проучить или отомстить преподавателю. Причин может быть масса — некорректное замечание педагога, неудовлетворительная отметка, наказание за провинность и т.д.

Или, возможно, что гаджет ребёнка уже сломан, он боится реакции родителей и ищет, на кого бы «повесить» вину. Так или иначе, но ученик вполне может отдать преподавателю на хранение уже сломанный аппарат.

Согласно п. 1 ст. 901 ГК РФ («Основания ответственности хранителя») «хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401» Гражданского кодекса. П.2 ст.

401 ГК РФ (Основания ответственности за нарушение обязательства) гласит, что «отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

В описанной ситуации именно педагог становится «лицом, нарушившим обязательство», поэтому ему самостоятельно придётся доказывать, что он не причинял вред гаджету.

Также важно обратить внимание на то, что хоть это и был акт хранения, но протекал он на безвозмездной основе. А для такого варианта тоже существуют свои правила. Согласно п.2 ст. 902 ГК РФ («Размер ответственности хранителя»):

«При безвозмездном хранении убытки, причиненные поклажедателю утратой, недостачей или повреждением вещей, возмещаются:

1) за утрату и недостачу вещей — в размере стоимости утраченных или недостающих вещей;

2) за повреждение вещей — в размере суммы, на которую понизилась их стоимость».

В помощь учителю

Помочь доказать свою невиновность смогут видеокамеры, если таковые есть в кабинете.

Но, во-первых, не все классные комнаты в российских школах (да что там «не все», если брать показатели по стране, то можно сказать «почти нигде») оснащены видеокамерами, а во-вторых, на видео должно быть чётко видно, что преподаватель никак не мог сломать телефон. К примеру, если учитель и коробка будут не под тем углом к камере, даже при наличии видео невозможно будет доказать невиновность преподавателя.

Поддержать своего учителя могут остальные ученики в классе, давая показания о том, что учитель не ломал гаджет. Но ведь школьник может получить свой телефон обратно последним, когда все ученики уже покинут класс. Тогда учитель остаётся без свидетелей и без записи с камеры.

В целом, учитель вполне может справиться с доказательством своей невиновности. Но легко представить, скольких сил и нервов ему это будет стоить.

Поэтому, в данной ситуации, стоит предусматривать ВСЕ варианты развития событий и лучше лишний раз себя обезопасить, не беря на хранение имущество учеников.

По возможности стоит объяснить школьникам важность самостоятельного отказа от использования мобильных телефонов во время урока (то есть ученики сами не будут доставать сотовые), либо построить урок так, что эксплуатация гаджетов станет частью обучения.

Также, как вариант, администрация может принять в пределах своей компетенции локальный акт, описывающий порядок сдачи гаджетов на хранение. Таким образом, ответственность за сохранность имущества будет нести не один учитель, а вся администрация общеобразовательного учреждения.

Естественно, никто не говорит о том, что ученики только и ждут того момента, как «подставить» своего учителя. Нет, подобных ситуаций на практике происходит не так много, но они есть. Поэтому для преподавателя разумнее учесть все «опасные» моменты ситуации и обезопасить себя заранее.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/imeet-li-pravo-uchitel-sobirat-telefony-uchenikov-pered-urokom/

Прокуратура признала незаконным школьное правило

Имеет ли право учитель оставлять после звонка какая статья

В одиннадцати школах Маслянинского района Новосибирской области локальными актами были закреплены нормы, противоречащие федеральному законодательству об образовании. Руководство закрепляло на бумаге негласное правило, знакомое всем со школьной скамьи: звонок – это для учителя.

Кроме того, в школе были закреплены трудовые обязанности учащихся, не пред усмотренные образовательной программой, – ученики должны убирать классы и столовые. При этом соответствующие согласия у несовершеннолетних и их родителей получены не были, что тоже нарушает законодательство.

Пришлось вмешаться прокуратуре, которая отменила эту норму.

Как рассказал “РГ” старший помощник прокурора Новосибирской области Дмитрий Лямкин, нарушения были выявлены при плановой ежегодной проверке образовательных организаций.

Сразу в девяти школах локальные акты оговаривали: “Звонок об окончании урока дается для учителя, только когда учитель объявит об окончании занятий, учащийся вправе покинуть класс”.

В то же время федеральные санитарные правила четко прописывают: урок не может длиться дольше 45 минут, а для первоклашек установлен предел 40 минут. Специалисты подтверждают: эти временные промежутки в мировой образовательной практике приняты не зря.

– Абсолютно согласна с утверждением, что звонок звучит для учителя, вот только понимать его нужно правильно: учитель обязан уложиться в отведенное ему время, – убеждена психолог Ольга Мельникова. – Во время урока педагог в классе – единственный взрослый.

И именно он должен рассчитывать свои действия. Для любого человека фазы концентрации внимания и отдыха также естественны, как вдох и выдох, это физиология.

Как бы учитель ни хотел, он не может принудить детей воспринимать информацию дольше, чем на то способен организм.

Руководство школ закрепляло на бумаге негласное правило: звонок – это для учителя

Более того, по словам психолога, звонок приводит в действие своего рода приобретенный инстинкт любого школьника. С первого класса детей приучают, что этот сигнал означает смену деятельности, оставлять детей в классе после него нет смысла, ученики все равно уже отвлеклись, мысленно они уже на перемене. Так что закон лишь подтверждает давно наработанную практику.

Нужны ли оценки по творческим предметам в школе

С этой точкой зрения согласна и школьный педагог, учитель истории и права, член общественного совета при министерстве образования Новосибирской области Людмила Добролюбова: “Конечно, бывают ситуации, когда педагог может что-то не успеть во время урока. Но учитель должен понимать, что это его вина, и задерживать детей в приказном порядке нельзя. Такие методы в прошлом. Мы с детьми договариваемся – с их разрешения я могу, например, продиктовать домашнее задание уже после звонка”.

Примечательно, что распоряжения про “звонок для учителя” оказались не единственным нарушением, обнаруженным в маслянинских школах. В двух случаях нормативы оговаривали ужесточение наказания при “рецидиве” проступка ученика.

– В законе об образовании нет понятия “рецидив”, но еще важнее то, что такие акты создают прецедент, когда ученик может быть отчислен в обход закона, – подчеркивает Дмитрий Лямкин.

Как поясняет представитель прокуратуры, любое серьезное нарушение дисциплины со стороны школьника может повлечь наказание, предусмотрен определенный порядок. Сначала должно следовать замечание, затем выговор, а только потом возможно отчисление.

Придуманный в районных школах “рецидив” подразумевал, что стадию выговора администрация школы могла бы обойти. То есть после замечания сразу следовало бы отчисление.

Это нарушение, как и пресловутый “звонок для учителя”, также было исключено из правил школ по требованию прокуратуры.

Компетентно

Максим Дулинов, директор Федерального института развития образования РАНХиГС:

“Школа имеет право принимать собственные локальные нормативные акты. Прописать в правилах внутреннего распорядка, например, во сколько должны начинаться уроки, какая продолжительность перемен, установить общие требования к внешнему виду учеников и школьной форме. Однако есть общие для всех федеральные законы и требования, которые ни одна образовательная организация нарушать не может.

В данном же случае нарушений было два. Первое – урок не должен превышать 45 минут, установленных СанПиНами. Меньше – пожалуйста. Школа может прописать, что занятия будут длиться по 30 минут. Но вот проводить уроки по 50 минут или больше учитель уже не имеет права. В этом смысле звонок должен быть действительно один для всех, а не только для учителя. Второй момент – привлечение детей к труду.

Сейчас согласно Закону “Об образовании в РФ” нельзя привлекать детей к труду вне школьной программы без письменного согласия их родителей. Казалось бы, что такого страшного случится, если ребенок выйдет на субботник, или будет дежурить по столовой, или поможет учителю поддержать порядок в классе. В советское время никто даже не задавал таких вопросов.

Но норма в федеральном законе появилась не просто так, а для того, чтобы избежать перекосов на местах. Эксплуатация детского труда запрещена. И нельзя детским трудом подменять работу уборщицы – все-таки определенные обязанности должен выполнять персонал, который получает за это зарплату.

Однако никто не отменял такое понятие, как трудовое воспитание ребенка, – действительно важное и необходимое. Этот раздел школа может включить в свою воспитательную программу, которая является частью основной образовательной программы. Если этого не сделать, то для каждого субботника придется брать письменное согласие родителей на участие в нем детей. А родители могут еще и отказаться.

Поэтому на самом деле в части трудового воспитания для школы нет ничего страшного: главный вопрос в том, что его нужно правильно оформить в документах”.

Подготовила Ксения Колесникова

Источник: https://rg.ru/2019/09/26/reg-sibfo/prokuratura-priznala-nezakonnym-shkolnoe-pravilo-zvonok-dlia-uchitelia.html

Имеет ли право учитель оставлять после уроков

Имеет ли право учитель оставлять после звонка какая статья

После огласки истории с учительницей начальной школы, оскорблявшей первоклашек одной из школ Екатеринбурга, встал вопрос, а как вообще педагоги могут нарушить права ребенка?

НАША выяснила, какие нарушения со стороны учителей встречаются чаще всего в школах.

Имеют ли право педагоги… ?

Оскорблять ребенка

Нет. Согласно статьи 34 Закона «Об образовании», педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, уважать честь и достоинство учащихся. Учащийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Не отпускать ребенка в туалет во время урока

Не имеет. В соответствии со статьей 34 и 43 Закона «Об образовании» это расценивается как ущемление прав учащихся и нарушение права учащихся на образование.

Заставлять дежурить или оставлять после уроков за нарушения дисциплины

Такие наказания расцениваются законом как нарушения прав учащихся на образование (пункт 3 статьи 43 Закона «Об образовании»).

Имеет ли право учитель задерживать учеников после звонка?

Все вопросы, связанные с нарушениями со стороны ученика, педагог должен решать с родителями и администрацией школы, а не с ребенком.

Забирать телефон во время урока

Нет, таких прав у педагога нет. Гражданский кодекс в статье 235 четко определяет случаи, когда допускается принудительное изъятие собственности. И какое-либо имущество у ученика педагог забрать не может даже на один урок.

Не пускать на урок без школьной формы

Не имеет. Образовательные учреждения не могут по закону ограничивать право обучающихся на посещение учебных занятий. Но родители могут быть привлечены к выговору за нарушение правил внутреннего распорядка школы.

Ставить двойку за поведение

Имеет только в том случае, если образовательное учреждение локальным нормативным актом утверждает Правила поведения на уроках. Если нормативно правила поведения и ответственность за их нарушения не предусмотрены, то ставить оценки за поведение педагог не имеет права.

Ставить оценки и задавать домашнее задание в первом классе

В «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» говорится, что обучение в первом классе проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Проводить занятия во вторую смену для первоклашек

Требования Роспотребнадзора нормируют для первоклассников только 5-дневную рабочую неделю и только в первую смену.

Проводить нулевые уроки

Не допускается. Кроме того, запрещено начинать уроки ранее 8 часов утра. Также не допускается обучение в три смены.

Набирать большие классы

Количество учеников в классах, за исключением классов компенсирующего обучения, не должно превышать 25 человек.

Собирать тяжелые портфели

Заставлять ребенка носить портфель весом более 1,5 кг (для 1-2 классов) и 4 кг (для 9-11 классов).

Если вы стали очевидцем какого-то события или у вас есть фото/видео с места, сообщите об этом на почту ng@ng66.ru или по телефону 3-615-515. Также можно написать на WhatsApp или Viber по номеру +79221815515. За сообщение, ставшее темой публикации, мы выплачиваем до 2000 рублей.

З а н я т и е 9. “в стране невыученных уроков”

Психолог:Здравствуйте, ребята! Сегодня мы снова встретились с вами. Давайте поприветствуем друг друга. (Настрой на предстоящую деятельность. Создание хорошего настроения).

Игра “ПЕРЕДАЙ НАСТРОЕНИЕ”

Первый игрок показывает, какое у него настроение. Передаёт его по кругу. Все играющие повторяют настроение первого игрока, затем угадывают, какое настроение было у первого игрока.

Разминка. ОБЩИЙ РИТМ

Ход упражнения. Участники стоят в кругу. Ведущий несколько раз хлопает в ладоши с определенной скоростью, задавая ритм, который группа должна поддержать следующим образом: стоящий справа от ведущего повторяет один раз, за ним другой и т.д. по кругу. После нескольких пробных кругов из игры выбывают участники, нарушающие общий ритм.

Психолог: Продолжаем наше путешествие. Давайте посмотрим нашу карту и выстроим маршрут нашего сегодняшнего путешествия. (Дети изучают маршрут путешествия). Сегодня наш маршрут пройдет через страну невыученных уроков. (Беседа по теме)

Упражнение “КТО БЫСТРЕЕ”

Оборудование: непрозрачный мешочек и мелкие предметы (шашки, колпачки ручек, пуговицы, ластики, монеты, орехи и др.).
игра проводится в парах. У каждого участника — непрозрачный мешочек, наполненный мелкими предметами. Игроки должны как можно быстрее найти на ощупь и достать названный педагогом предмет.

Игра “ПЕРЕПРАВА”

В этом испытании участникам необходимо различными способами переправиться из одной части комнаты в другую. Вам дается две минуты на обсуждение способов переправы. Помните о том, что у всех они должны быть разными. Если хотя бы двое будут повторять действия друг друга.

то все участники должны вернуться на исходное место, игра начинается заново. Дети обсуждают способы переправы. Взрослый наблюдает за дискуссией. Ваше время истекло, прошу выстроиться в одну шеренгу в правой части кабинета.

Ваша задача — по сигналу начать передвигаться к противоположной стороне.

Спосрбы переправы у ребят могут быть разнообразными. В случае, если кто-то из детей копирует другого, игру следует повторить с момента обсуждения.

Упражнение “Я МОГУ”

Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно, продолжая фразу “Я могу…”, говорить что-то хорошее о себе. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы.

Упражнение “НАЙДИ МЕНЯ”

Для проведения данного упражнения все дети делятся на подгруппы. В одной из подгрупп всем завязывают глаза.

Дети от 7 и старше. Школа

Группа с завязанными глазами ходит по комнате и находит детей из другой подгруппы. Но нужно не просто найти друга, но и узнать его. Это можно сделать, ощупывая волосы, руки, одежду. После того, как все найдены и названы, участники меняются ролями.

Упражнение “В ГОСТЯХ У ВОЛШЕБНИКА”

Дается инструкция: Представьте, что Вы попали в гости к волшебнику и он решил сделать Вам приятное — подарить вам то, что вы хотите. Но каждому из Вас можно выбрать 2 предмета. Что бы Вы попросили. Почему? Обсуждение.

Упражнение “ПОХВАЛИЛКИ”

Все дети сидят в кругу. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие Ребенок должен озвучить карточку. При чем, начав словами: “Однажды я…” Например, “Однажды я помог товарищу в школе”, “Однажды я очень быстро выполнил домашнее задание” и т.д. После того, как все дети выскажутся, педагог подводит итоги сказанному.

Упражнение “ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК”

Колдун заколдовывает детей так, что они “теряют” способность говорить. На все вопросы ребёнок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали.

Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и своё состояние в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает.

Игра направлена на овладение неречевыми способами общения.

“ИГРА-ФАНТАЗИЯ”

Дети выступают в роли того сказочного или фантастического героя, которого придумали дома. 1 этап. Дети придумывают сказку для своих героев, в которой оговаривают участие каждого героя в общей игре. 2 этап. Идет разыгрывание сказки.

Игра направлена на предоставление каждому ребёнку своей собственной модели поведения.

Рефлексия. Дети рассказывают, что им понравилось и запомнилось на занятии.

Ритуал прощания. “Встаньте в круг, положите руки друг другу на плечи. Приветливо посмотрите друг на друга, поблагодарите и попрощайтесь”.

Психолог: Не нашли мы с вами колобка и здесь. Хотя и узнали много нового и интересного. “До свидания, ребята! Я буду ждать вас на следующее занятие. И мы снова отправимся в путешествие”.

ВНАЧАЛО.             ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.          ДАЛЕЕ —>

Может ли учитель задерживать после уроков или на перемене?

У нас так с учителем геометрии. Дело в том, что д/з нам пишут только после звонка. Ну как пишут? Диктуют и уходят. Мне всегда казалось, что д/з дают либо в самом начале урока, либо за 5 минут до его окончания (по крайней мере по другим предметам именно так) .

Так же, когда ученик не дорешал на доске задачу, его оставляют и заставляют доделать, а потом задают ему вопросы. Иногда бывает так, что ученик задерживается на всю перемену и только после звонка, призывающий на следующий урок, уходит. Далее. У нас после 6 уроков делают зачёты и контрольные.

Не знаю как у других детей, но мало того, что после 6 урока голова тяжело соображает, так ещё и через час у меня начинаются дополнительные занятия по японскому языку, до которых добираться нужно полчаса.

Естественно, что я выберу японский язык, потому что за него мы платим большие деньги, а перенести занятия там нельзя. Но, оказывается, придти на зачёт или контрольную в другое время тоже нельзя.

Учитель делает зачёты на консультациях, которые, по сути своей, не обязательны и ученик может придти туда по своему желанию.

Что запрещается делать учителям?))

За консультации учителям платят.
Почему, когда у нас учитель русского планирует все свои уроки вплоть от дз, хода урока и контрольной для каждого класса, чтобы правильно распределить все свои часы, когда учитель геометрии просто откладывает это на свободное время ученика? И при этом, вроде бы, им платят одинаковые зарплаты.

Так вот. Может ли учитель дать д/з только тогда, когда прозвенит звонок на перемену? Может ли учитель оставить ученика на перемене вплоть до следующего урока?

Может ли учитель сделать контрольную работу после уроков, где явка обязательна?

Прошу давать ответы как по своему мнению, так и по тому, как сказано “законе” (права, обязанности и т. д. )
Спасибо большое за ответ :з

Учитель обязан укладываться со всеми делами в отведенное время урока, домашнее задание и решение задач после звонка, контрольные и зачеты после уроков — это конкретный непрофессионализм. Ссылку на “закон” искать лень, так что верьте бывшему завучу на слово))))

Имеет ли право учитель оставлять после уроков

Источник: https://berkutgun.ru/imeet-li-pravo-uchitel-ostavljat-posle-urokov/

7 вопросов, на которые школьник имеет полное право не отвечать учителю

Имеет ли право учитель оставлять после звонка какая статья

«Летидор» собрал реальные случаи, когда вопросы учителей ставили школьников в крайне неудобное положение.

Профессиональный учитель никогда не cпросит лишнего. Или сделает это так, что выглядеть такой вопрос будет совершенно уместно.

Мы отнюдь не советуем настраивать своего ребенка на конфронтацию с педагогом. Просто школьник должен знать: учитель — уважаемый человек, но даже он может задать вопрос, на который не стоит отвечать с полной готовностью.

Варианты. «Почему ты не сходил (-а) в туалет на перемене?», «А потерпеть ты не можешь?», «Почему ты так часто туда бегаешь?» и даже «Что ты собираешься делать в туалете?»

Ученик имеет полное право не отвечать на подобный вопрос, особенно если учитель задает его при всем классе.

Младшеклассники не всегда могут контролировать свои потребности и, забегавшись на перемене, вспоминают о туалете уже тогда, когда начался урок.

Если ребенок попросился выйти, скорее всего, ему это действительно нужно.

Все мы знаем, насколько трудными бывают дети в подростковом возрасте. И некоторые неравнодушные педагоги решают этот вопрос иначе: «Конечно, можно выйти. Но если я почувствую запах табака…»

Реальная история. Однажды моя дочь попросилась выйти в туалет на контрольной по математике.

Учитель очень нервно отреагировал: «Опять в туалет? Что у тебя там случилось? Ты полчаса не вытерпишь?» Моя девочка очень робкая, слова ее смутили, и она решила терпеть, но не смогла.

В итоге случилось то, что случается с ребенком, если он вовремя не идет в туалет! Когда я пришла в школу за дочкой, она была заплаканная и в мокрых колготках.

Я жалею, что изначально не объяснила дочери:

«Если сильно хочется в туалет, а учитель не отпускает, смело вставай и выходи из класса!»

Были разговоры и с этим учителем, и с директором школы. Педагог дико извинялся. Но дети в 6-м классе НИКОГДА не забудут эту историю. Пришлось перевести дочь в другую школу.

Варианты. «Неужели твоя мама не может выделить тебе всего лишь тысячу?», «Твой папа уже сказал тебе, когда сможет дать денег?», «Ты знаешь, что мы ждем только тебя?»

Учителя и родительский комитет не имеют права требовать от семьи деньги на нужды школы или класса — это неправомерно. Однако попросить сделать свой добровольный вклад не запрещено. Школа может пополнять свой бюджет за счет родительских пожертвований и благотворительной помощи.

Если родители сами захотят сделать в классе ремонт — это не запрещено.

И вот родительский комитет решает, что с каждого ученика нужно собрать такую-то сумму. Все одноклассники сдали, а ты… Нет, ребенка нельзя притеснять, зато ему можно задать «невинный» вопрос: «А когда и ты сдашь на нужды нашего класса?»

Реальная история. Прошло несколько лет, но я до сих пор помню все те денежные сборы на нужды школы. Нам оставался лишь год до выпуска, но на родительском собрании наша классная руководительница предложила: «Вашим детям в этом классе еще учиться целый год. Будет здорово, если вы сделаете ребятам хороший ремонт!»

Нашлись те, кто поддержал. Моей маме эта идея не очень понравилась, но она не стала спорить, так как она совсем неконфликтный человек. Дома она сказала, что «Придется и нам найти деньги, ведь будут сдавать все».

Деньги мы не могли «найти» еще долго. Отца положили в больницу, а мать тогда сидела в декрете с младшей сестрой. Но моя классная не унималась:

«Когда ты сдашь свою часть?» и «Отец уже получил зарплату?»

Сначала она спрашивала меня об этом в школьном коридоре (я даже начала ходить бочком, чтобы казаться незаметной). Потом она стала спрашивать меня об этом при всем классе. Я чувствовала на себе взгляд одноклассников, так как я осталась последняя, кто не сдал эти деньги…

Потом у меня был день рождения, и бабушка подарила мне «конверт», чтобы я сама выбрала себе что-нибудь. В общем, я осталась без нового пальто, зато в классе был ремонт!

Варианты. «Ты пользуешься дома калькулятором?», «У тебя есть сборники готовых сочинений?»

В младших классах калькуляторы на уроках не разрешены — иначе дети так и не научатся считать сами. Учитель может попросить учеников не пользоваться этим устройством и при выполнении домашних заданий. Но это не значит, что оно вовсе под запретом.

То же самое касается решебников, ГДЗ и сборников сочинений — само по себе наличие этих пособий не говорит о том, что школьник списывает.

В любом случае учитель проверяет знания у доски, а не делает выводы по тому, насколько часто ребенок заглядывает в решебник.

Реальная история. Однажды учительница спросила у нас: «Дети, а у кого дома есть ГДЗ по геометрии?» Я честно ответила, что купила себе такой.

Как я пожалела потом об этом! Каждый раз, когда я решала сложную задачу, она вспоминала: «У тебя ведь есть решебник!» Говорила она это как бы в шутку, но всегда как будто сомневалась, заслуживаю ли я высокую оценку. Так нечестно!

Варианты. «Почему родители тебе не купят приличный рюкзак?», «Когда ты придешь в нормальной куртке?», «Почему у тебя такие дешевые карандаши?»

Если школьник пришел на занятия в неопрятном виде, учитель вполне может обсудить с ним то, как важно следить за внешним видом. Однако настоятельно просить купить новые вещи неуместно.

Реальная история. У наших детей в школе было правило — носить сменку только с белой подошвой. Требование странное, но раз надо, так надо — купили обувь со светлой подошвой.

Туфли хорошо сохранились, поэтому на следующий год сын продолжил их носить.

Но учительница вдруг заметила, что подошва оставляет следы на школьном линолеуме — светлые следы! Поэтому она решила — все дело в том, что туфли старые.

«Твои родители не могут позволить купить тебе новые туфли? Они тебе наверняка уже жмут. И еще смотри, какие следы ты оставляешь на полу старой подошвой!»

— вот так заявила моему ребенку его учительница.

Я не миллионер покупать детям лишние туфли, которые дорого стоят. Но самое главное — мой ребенок чувствовал себя нищим, когда ему задавали такие вопросы.

Варианты. «Ты что, больной (-ая)?», «Чем ты болеешь?»

Если учитель физкультуры настолько чуткий и неравнодушный человек, он может поинтересоваться здоровьем ученика (а чаще это ученицы) у школьной медсестры, но никак не у самого ребенка.

Реальная история. В нашем классе девочки иногда брали справки у медсестры, которые освобождали их от физкультуры. Достаточно было сказать, что болит живот или плохо себя чувствуешь.

Конечно, появились те, кто злоупотреблял этим и ходил за справкой чаще одного раза в месяц. Но это быстро пресекли.

Однажды физрук при всем классе спросил меня: «По какой причине у тебя освобождение?» Я ответила: «У меня болит живот».

Тогда он решил сострить: «Живот в этом месяце у тебя уже болел! По какой причине тебе дали освобождение на этот раз?»

Весь класс смеялся. Мне было очень неудобно.

Варианты. «Ты крещеный?», «Ты ходишь в церковь/мечеть/синагогу/костел/храм…?»

Расспросы о религиозных убеждениях считаются бестактными, если только человек сам не желает об этом рассказать собеседнику. А если учесть, что вопрос религии — это вопрос личного выбора взрослого человека, то задавать его ребенку бестактно вдвойне.

Реальная история. На родительском собрании одна мама спросила у меня: «Почему вы не воспитываете в своих детях любовь к богу?» Сказать, что я опешила, — не сказать ничего…

Оказывается, на уроке истории учительница опрашивала всех учеников по очереди, верят ли они в бога, носят ли нательный крестик.

Уж не знаю, что там такого ответил мой сын, но девочка из религиозной семьи, которая сидит с ним за одной партой, рассказала своим родителям, что мы «безбожники».

Кстати, сын говорит, что просто ответил «Ни в кого не верю», «Ничего не ношу». Мы не стали зацикливаться на этом. Но не пойму, зачем учитель задает такие вопросы детям.

Варианты. «Как ты относишься к нашей власти?», «Ты уважаешь нашего премьер-министра?»

Разумеется, на уроках истории школьники рассуждают и на политические темы. Это помогает развивать аналитические способности и повышает эрудицию.

Однако расспрашивать о личных и семейных политических предпочтениях неэтично.

Реальная история. Я уже сама мама, но до сих пор помню, как в школе перед уроками нас заставляли петь гимн России. Опоздал на это пение — ожидай порицаний! Одно из них мне довелось услышать лично: «Ты опоздала на гимн! Ты что, не любишь нашего президента?»

У меня сразу же завертелась мысль: «При чем здесь все это?» Хотелось спросить эту учительницу: «Вы себя точно хорошо чувствуете?» Но я промолчала.

Shutterstock.com

Источник: https://letidor.ru/psihologiya/7-voprosov-na-kotorye-shkolnik-imeet-polnoe-pravo-ne-otvechat-uchitelyu.htm?full

Какие права имеет учитель в школе: часто задаваемые вопросы

Имеет ли право учитель оставлять после звонка какая статья

В последнее время родители учеников различных школ, а также сами учителя данных образовательных учреждений, ввиду возникновения различных спорных ситуаций стали задаваться вопросом о том, какие права имеет учитель в школе.

Согласно букве закона, все данные учителю права оговорены профессиональным Федеральным уставом, подготовленным специально для педагогической сферы деятельности.

Дабы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаем вам рассмотреть собранные нами по этому поводу сведения.

Какие права имеет учитель в школе

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

Итак, для начала разберемся, какими же правами наделяются сотрудники школ, являющиеся учителями, при поступлении на работу в школу.

  1. Учителя имеют право на получение соразмерной их профессиональной квалификации заработной платы.
  2. По закону учителям должны предоставить все элементарные условия для того, чтобы они смогли оказывать образовательные услуги.
  3. Руководитель школы обязан предоставлять учителям помощь, направленную на организацию учебного процесса.
  4. Представители интересующей нас профессии имеют право на пользование гарантиями социальной и материальной категорий, которые определены законом для работников бюджетной сферы.
  5. Учителя также имеют право выходить в отпуск согласно графику их работы.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

Теперь, когда мы рассмотрели основные права учителя, гарантируемые ему по закону, давайте обратимся правам, касающихся спорных вопросов, возникающих в конфликтных ситуациях между учителем и учеником.

По закону трудовая деятельность учителя регламентируется соответствующим уставом

Вопрос №1. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока?

Согласно букве закона, учители подобным правом не наделены. Даже в том случае, когда конкретный ученик подрывает образовательный процесс своим поведением, учитель не может выгнать его из класса, так как в данном случае такое решение будет напрямую являться нарушением должностной инструкции представителей интересующей нас профессии.

За подобное нарушение учитель даже может подвергнуться санкциям со стороны руководства школы.

Однако, неподобающее поведение наглых учеников не должно оставаться без внимания. Лучшим выходом из данной ситуации станет:

  • снятие с себя какой-либо ответственности за определение мер пресечения дурного поведения школьника;
  • вызов руководства школы и введение его в курс дела непосредственно во время урока.

Обратите внимание: только в том случае, если вы последуете нашей рекомендации, для вас не случится никаких правовых последствий. Разбираться с учеником должен будет уже директор школы, а не вы. Самостоятельно же принятые действия, направленные против ученика, пусть и самые безобидные (выгнал из класса, отчитал), могут принести вам впоследствии множество неприятностей.

Поскольку законом подобное право не обозначено, учитель не может выгнать ученика с урока

Вопрос №2. Имеет ли учитель право изъять у ученика телефон?

Данная мера пресечения неприглядного поведения ученика также считается незаконной, противоречащей профессиональной инструкции учителя. Еще раз напоминаем вам: самостоятельно избранные учителем меры наказания и воздействия на ученика строго запрещены.

В данном случае, если вы попали в ситуацию, когда ученик на протяжении всего урока играет в мобильный телефон, или переписывается, забирать у него его имущество нельзя. Вы можете действовать точно так же, как было указано в вопросе №1:

  • успокоиться;
  • позвать директора.

Полномочия директора несколько шире, чем полномочия учителя, поэтому, он сможет воздействовать на ученика иначе. Тем не менее, если вы считаете, что поведение ребенка не изменится, можете попробовать поговорить об этом с его родителями, пригласив их в школу. Это, разумеется, законом не возбраняется.

Телефон является личным имуществом ученика. Изымать его противозаконно

Вопрос №3. Имеет ли учитель право повышать на учеников голос?

Нужно заметить, что с точки зрения закона такое понятие, как «повышенный голос» у учителя, не рассматривается, так как оно является относительным. Например, ребенок нажаловался, что учитель кричал на уроке, а на деле:

  • учитель болел и вынуждено повышал голос;
  • у учителя голос от природы высокий.

Поэтому, само повышение голоса на учеников считаться за нарушение не может. Однако, это не значит, что учитель может:

  • кричать на ученика;
  • оскорблять его честь и достоинство;
  • разговаривать с ним с использованием нецензурных слов;
  • переходить на личности и т.д.

Повышение голоса подразумевается, как мера привлечения внимания.

Повышение голоса на учеников может рассматриваться с разных точек зрения, определяющих, допустимо оно или нет в той или иной ситуации

Что еще не имеет права делать учитель относительно учеников

Дабы составить в голове полную картину, и не уделять время отдельному рассмотрению всех нюансов, которые запрещены учителю относительно своих подопечных – учеников, давайте рассмотрим нижеследующую таблицу.

Таблица 1. Что не имеет права делать учитель

Противозаконное действие учителяОписание
Учитель не имеет права повышать голос на конкретного ученикаЕсли учитель повышает голос не ради привлечения внимания, то это противозаконно. Сюда же нужно отнести и то, что учителю также запрещено:
  • кричать на учеников;
  • оскорблять их;
  • разговаривать нецензурной бранью с учениками и т.д.

    Обратите внимание: делать все то же учитель не имеет права также в неформальной обстановке, например, если они с учеником встретились на улице, а не в классе.

  • Учитель не может воздействовать на ученика физическиКатегорически запрещено учителю ученика:
  • бить;
  • толкать;
  • швырять;
  • щипать;
  • применять иное физическое воздействие, направленное на причинение ученику вреда.

    Обратите внимание: если вы ударите ученика, вероятнее всего, вам придется распрощаться с местом работы, а кроме того, придется отвечать за свои действия перед законом в лице его официальных представителей.

  • Учитель не имеет права самостоятельно избирать неподобающе ведущему себя ученику меры наказанияИтак, учитель не может по своему усмотрению наказывать ученика, применяя к нему следующие меры наказания:
  • ставить в угол;
  • выгонять из класса;
  • оставлять после уроков или заставлять дежурить;
  • не пускать в класс без школьной формы;
  • не отпускать выйти в туалет;
  • ставить оценку «2» за плохое поведение и т.д.

    Такие меры не предусмотрены регламентом и должностной инструкцией преподавателя, и их применение может обернуться для него бедой.

  • Учитель не может отбирать у ученика принадлежащее ему имуществоДаже на время урока личные вещи ученика остаются его личными вещами, что бы то ни было:
  • еда;
  • телефон;
  • игрушки;
  • иные гаджеты и предметы.

    Отбирать их не просто неправильно, но и противозаконно.

  • Что делать, если педагог ведет себя неподобающе

    Какая ответственность ожидает учителя за превышение своих полномочий

    Итак, ответственность, которая ожидает учителя, нарушившего одну или несколько из перечисленных нами выше установок, может разниться в зависимости от степени тяжести его проступка.

    1. Так, единичное происшествие может окончиться дисциплинарным наказанием в виде:

    • написания объяснительной;
    • официального выговора;
    • штрафа.

    2. Систематические нарушения чаще всего оканчиваются увольнением с занесением подробностей в личное дело.

    3. При условии, что имел место быть факт избиения ученика, вам может грозить тюрьма.

    Как учителям бороться своими силами с непослушанием учеников

    Как мы знаем, люди, которые идут работать в образовательные учреждения, чаще всего отправляются туда по призванию. Поэтому, многие из них, сталкиваясь с проблемами, связанными с нерадивыми учениками, теряются, и начинают стараться уладить вопрос всеми доступными способами:

    • мирными разговорами;
    • повышением тона для привлечения внимания и т.д.

    Однако, все это может не помогать, так как некоторые ученики довольно часто ввиду различных психологических причин не способны или не хотят внять призывам учителя к качественным и добрым отношениям.

    В этом случае мы советуем вам поступить единственно правильно с юридической точки зрения (то есть и наиболее безопасно для вас):

    • прервать занятие ради приглашения директора и передачи ему компетенции по урегулированию данной ситуации;
    • впоследствии пригласить родителей ученика для разрешения данной проблемы;
    • предложить (при необходимости) решить проблемы ученика с помощью школьного психолога.

    В этом случае вы максимально эффективно для дела и с минимальным ущербом для себя решите вопрос и постепенно отношения с вашим учеником и его поведение обязательно наладятся.

    К слову, в законе об образовании даже значится такая обязанность учителя, как обращение к руководителю образовательного учреждения за помощью в каждой ситуации, которая выходит за рамки обозначенных вам должностной инструкции компетенций.

    Учитель — первый друг ученика. Попав в спорную ситуацию, старайтесь помнить об этом

    Подведем итоги

    Современные дети, к сожалению, далеко не безобидны. Об этом лучше всех, пожалуй, знают именно учителя, вынужденные контактировать с учениками очень плотно.

    Поэтому, именно лицам, представляющим данную профессию, не понаслышке известно, какие проблемы могут возникать во взаимодействии с ними.

    Кроме того, в последнее время наметилась тенденция принятия родителями стороны своего чада без выяснения обстоятельств возникновения конфликта.

    Попав в такую ситуацию, важно помнить, что ваши задачи на данном этапе таковы:

    • обезопасить себя от последствий, сняв юридическую ответственность;
    • постараться ребенку помочь справиться с внутренними психологическими причинами, которые заставляют его вести себя подобным образом.

    Учитель не должен решать вопросы административного плана, он является другом каждого своего подопечного, и протянуть руку помощи тому, кому она особенно нужна, даже если это непросто – его первейшая обязанность.

    – Имеет ли учитель право отобрать телефон

    Источник: https://nalog-expert.com/grazhdanskoe-pravo/kakie-prava-imeet-uchitel-v-shkole.html

    Кабинет Адвоката
    Добавить комментарий