Госпошлина в приказном производстве рб

Расчет государственной пошлины при обращении в экономические суды Республики Беларусь с исковыми заявлениями по спорам имущественного характера и с заявлениями о возбуждении приказного производства

Госпошлина в приказном производстве рб

Следует отметить, что для большинства кредиторов, в первый раз принявших решение о взыскании задолженности с недобросовествных должников в судебном порядке, размер подлежащей уплате госпошлины за рассмотрение дела в экономическом суде становится неожиданностью.

Сформировалось устойчивое мнение, что в экономическом суде размер госпошлины за рассмотрение искового заявления имущественного характера по аналогии с общими судами составляет также 5 процентов от цены иска.

Однако такая точка зрения совершенно неверна и многих вводит в заблуждение относительно предстоящих судебных расходов.

Ставки госпошлины за рассмотрение исковых заявлений имущественного характера и заявлений о возбуждении приказного производства экономическими судами (приложение 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь) значительно отличаются от ставок госпошлины в общих судах (приложение 14 к Налоговому кодексу Республики Беларусь). С самими ставками вы можете ознакомиться на сайте Верховного Суда Республики Беларусь www.court.gov.by .

С приказным производством в экономическом суде всё просто:

а) если взыскиваемая вами сумма менее 100 базовых величин (до 2 300 рублей на сегодня), то госпошлина составит 2 базовые величины (46 рублей);

б) если взыскиваемая сумма от 100 базовых величин до 300 базовых величин (от 2 300 рублей до 6 900 рублей), то госпошлина составит 5 базовых величин (115 рублей);

в) если взыскиваемая сумма более 300 базовых величин (более 6 900 рублей), то госпошлина составит 7 базовых величин (161 рубль).

Исковое же производство в экономическом суде обычно существенно дороже, чем исковое производство в общем суде. Под словом «обычно» я подразумеваю дела по наиболее часто оспариваемым денежным суммам, размер которых не превышает 300-400 базовых величин. Ставки госпошлины здесь варьируются в зависимости от размера денежного выражения имущественных требований истца (цены иска) и составляют:

а) при цене иска до 100 базовых величин – 25 базовых величин;

б) при цене иска от 100 до 1000 базовых величин – 5 процентов от цены иска, но не менее 25 базовых величин;

в) при цене иска от 1000 до 10 000 базовых величин – 5 процентов от 1000 базовых величин плюс 3 процента от суммы, превышающей 1000 базовых величин;

г) при цене иска от 10 000 базовых величин и более – 1 процент от цены иска, но не менее суммы, рассчитанной в предусмотренном предыдущим пунктом порядке.

Для наглядности проведем некоторые расчеты.

Допустим, задолженность вашего контрагента (по договору поставки, подряда, перевозки, уступки требования и т.п.) на сегодня составляет менее 2 300 рублей.

Значит, госпошлина за рассмотрение вашего искового заявления в экономическом суде составит 575 рублей даже при цене иска в один рубль.

А вот госпошлина по ставке 5 процентов от цены иска при размере базовой величины 23 рубля будет взыскиваться только в том случае, если цена иска составит 11 500 рублей и более:

11500/100*5 = 575 рублей.

До этой суммы госпошлина будет в любом случае 575 рублей. Например, задолженность равна 9 300 рублей. Это во много раз превышает 100 базовых величин, но 5% от этой суммы будет менее 575 рублей:

9300/100*5 = 465 рублей.

Следовательно, исходя из размера базовой величины 23 рубля подлежащая уплате госпошлина составит 575 рублей не только при цене иска до 2 300 рублей (до 100 базовых величин), но и от 2 300 рублей до 11 500 рублей (от 100 базовых величин до 500 базовых величин: 11500/23 = 500). И только при цене иска от 11 500 рублей и до 23 000 рублей (1000 базовых величин) госпошлина составит те самые 5 процентов.

В случае если цена иска составляет от 1000 до 10000 базовых величин или на сегодня от 23 000 рублей до 230 000 рублей, например 45 000 рублей, госпошлина рассчитывается следующим образом:

1. вычисляется 5% от 1000 базовых величин:

23000/100*5 = 1 150 рублей;

2. вычисляется 3% от суммы, превышающей 1000 базовых величин:

(45000-23000)/100*3 = 660 рублей;

3. рассчитывается госпошлина путём сложения 5% от 1000 базовых величин и 3% от суммы, превышающей 1000 базовых величин:

1150 660 = 1 810 рублей.

Итак, госпошлина при цене иска 45 000 рублей составит 1 810 рублей.

При цене иска свыше 10000 базовых величин госпошлина составляет 1% от цены иска, но не мене госпошлины, вычисленной в порядке, приведенном мной в предыдущем расчете (5% от 1000 базовых величин плюс 3% от суммы, превышающей 1000 базовых величин). То есть, даже при цене иска более 10000 базовых величин на сегодня госпошлина не может составлять менее 7 360 рублей:

23000/100*5 (230000-23000)/100*3 = 7360.

Это означает, что госпошлина 1% уплачивается только в том случае, если это значение (1% от цены иска) превысит 7 360 рублей. Для этого цена иска должна составлять 736 000 рублей и более:

736000/100*1 = 7 360 рублей.

Если же цена иска от 230 000 рублей до 736 000 рублей, то подлежащая уплате госпошлина составит 7 360 рублей.

Таким образом, можно сделать вывод, что при относительно небольших суммах задолженности субъектам хозяйствования гораздо выгоднее разрешать конфликты во внесудебном порядке, чем обращаться с исковым заявлением в экономический суд.

Материал подготовлен с использованием нормативных правовых актов по состоянию на 31 марта 2017 года.

Источник: http://alfalegem.by/stat/27

Госпошлина – Верховный Суд Республики Беларусь

Госпошлина в приказном производстве рб

Ставки государственной пошлины 

Банковские реквизиты

Плательщики государственной пошлины

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам;
  • выступают ответчиками (должниками) в судах, если при этом судебное постановление вынесено не в их пользу, а истец (взыскатель) освобожден от государственной пошлины в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь или актами Президента Республики Беларусь.

Исполнение налогового обязательства осуществляется непосредственно плательщиком, иным обязанным лицом в случаях, установленных налоговым законодательством (пункт 2 ст. 42 Налогового кодекса Республики Беларусь).

Объекты обложения государственной пошлиной:

1) рассмотрение судами:

  • исковых и иных заявлений, жалоб;
  • апелляционных и кассационных жалоб;
  • надзорных жалоб и жалоб в порядке надзора;
  • жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • ходатайств об отмене решения третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, иного постоянного арбитражного органа, ходатайств об обеспечении иска, рассматриваемого международным арбитражным (третейским) судом, третейским судом;

2) выдача судами дубликатов, копий документов;

3) рассмотрение судебной коллегией по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь исковых заявлений и жалоб, выдача этой коллегией копий документов.

Льготы по государственной пошлине указаны в ст. 285 Налогового кодекса Республики Беларусь

Применение льготы по государственной пошлине является правом плательщика. В случае, если плательщик освобождается от государственной пошлины, об этом делается отметка на соответствующих документах с указанием, на основании какого законодательного акта и (или) иного правового акта (их конкретного структурного элемента) плательщик освобождается от государственной пошлины.

Исчисление государственной пошлины

Государственная пошлина уплачивается по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день обращения за совершением юридически значимых действий в органы, взимающие государственную пошлину.

Днем обращения за совершением юридически значимых действий признаются день поступления искового заявления, заявления, жалобы, ходатайства или иных документов на совершение таких действий в органы, взимающие государственную пошлину, а при отправлении их через отделение почтовой связи – день отправления.

Государственная пошлина может уплачиваться в иностранной валюте плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, по ставке и (или) исходя из размера базовой величины, установленных на день уплаты, и официального курса, установленного Национальным банком Республики Беларусь на день уплаты.

С 1 января 2019 года в Республике Беларусь установлена базовая величина в размере 25,5 рубля.

Оформление платежного документа

В графе «плательщик» указывается субъект, обращающийся в суд за совершением юридически значимого действия (истец, заявитель).

В случае уплаты пошлины иным лицом за плательщика необходимо в графе «плательщик» указывать информацию и о плательщике, и об ином лице.

Например: «Иванов за ООО «Мера», «Иванов в интересах ООО «Мера», «ООО «Мера» через Иванова».

В графе «назначение платежа» указывается:

– суд, в который подается исковое или иное заявление, жалоба, ходатайство;

– наименование истца и ответчика (взыскателя и должника, заявителя и заинтересованного лица);

– требование по конкретному заявлению, жалобе, ходатайству.

Примеры:

при подаче искового заявления:

«государственная пошлина за рассмотрение экономическим судом __________ области искового заявления ОАО «ЧАС» к ООО «Мера» о взыскании ________ белорусских рублей долга, пеней, процентов за пользование чужими денежными средствами»; 

при подаче заявления о возбуждении приказного производства:

«государственная пошлина за рассмотрение экономическим судом _______ области заявления о возбуждении приказного производства ОАО «ЧАС» к ООО «Мера» о взыскании ___________ белорусских рублей долга, пеней, процентов за пользование чужими денежными средствами»;

при подаче заявления о выдаче копий документов, находящихся в деле:

«государственная пошлина за выдачу экономическим судом ________ области копий документов по делу №_______».

Подтверждение факта уплаты пошлины

Факт уплаты государственной пошлины путем внесения наличных денежных средств подтверждается квитанцией банка, организации связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, местного исполнительного и распорядительного органа. При необходимости по просьбе плательщика квитанция возвращается плательщику.

В органе, взимающем государственную пошлину, остается копия квитанции, соответствие которой оригиналу заверяется подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов.

На квитанции делается отметка о дате ее представления в орган, взимающий государственную пошлину, которая заверяется также подписью должностного лица органа, взимающего государственную пошлину, с указанием его должности, фамилии и инициалов.

Факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленными на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Факт уплаты государственной пошлины при проведении налоговым органом зачета налога, сбора (пошлины) в счет подлежащей уплате сумме государственной пошлины подтверждается оригиналом письма налогового органа о проведенном зачете, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверенного гербовой печатью налогового органа.

Факт уплаты государственной пошлины посредством системы ЕРИП подтверждается наличием в системе ЕРИП информации, подтверждающей зачисление государственной пошлины. Плательщик обязан при обращении в орган, взимающий государственную пошлину, сообщить учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве.

Подтверждением фактического зачисления в республиканский бюджет государственной пошлины, уплаченной плательщиками, не являющимися налоговыми резидентами Республики Беларусь и находящимися за пределами Республики Беларусь, является справка инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по городу Минску, которая направляется в орган, взимающий государственную пошлину, в течение пяти рабочих дней после зачисления государственной пошлины в бюджет.

Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины при обращении в суды установлены ст. 288 Налогового кодекса Республики Беларусь, при обращении в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь – ст. 289 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Порядок и случаивозврата (зачета) государственной пошлины определены в ст. 292 Налогового кодекса Республики Беларусь. Возврат (зачет) уплаченной государственной пошлины производится плательщику применительно к понятию, указанному в ст.283 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Источник: http://court.gov.by/special/ru/online-help/duty/

Ставки госпошлины в экономические суды РБ | Адвокат в Минске

Госпошлина в приказном производстве рб

Извлечение из Особенной части (Приложение 15) Налогового кодекса Республики Беларусь (редакция от 30.12.2018 года).

Наименование действий, за которые взимается государственная пошлинаСтавки государственной пошлины
1. Рассмотрение исковых заявлений
1.1. имущественного характера при цене иска:
1.1.1. до 100 базовых величин25 базовых величин
1.1.2. от 100 до 1000 базовых величин5 процентов от цены иска, но не менее суммы, установленной подпунктом 1.1.1 настоящего пункта
1.1.3. от 1000 до 10 000 базовых величин5 процентов от 1000 базовых величин плюс 3 процента от суммы, превышающей 1000 базовых величин
1.1.4. от 10 000 базовых величин и более1 процент от цены иска, но не менее суммы, установленной подпунктом 1.1.3 настоящего пункта
1.2. о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам юридического лица25 базовых величин
2. Рассмотрение искового заявления по спору о качестве поставленного товара80 процентов ставки, установленной соответственно подпунктами 1.1.1 – 1.1.4 пункта 1 настоящего приложения
3. Рассмотрение искового заявления (заявления) неимущественного характера, в том числе заявления по хозяйственным (экономическим) спорам и иным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений неимущественного характера, жалобы на ответ на обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица, жалобы на постановление, действие (бездействие) судебного исполнителя, подаваемой:
3.1. юридическим лицом:
в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь50 базовых величин по каждому требованию (акту)
в экономические суды областей (города Минска)20 базовых величин по каждому требованию (акту)
3.2. индивидуальным предпринимателем10 базовых величин по каждому требованию (акту)
3.3. физическим лицом5 базовых величин по каждому требованию (акту)
4. Рассмотрение искового заявления по спорам, связанным с заключением, изменением или расторжением договора, о признании договора незаключенным, о признании сделки недействительной, об установлении факта ничтожности сделки, подлежащего рассмотрению:
4.1. в судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь50 базовых величин
4.2. в экономических судах областей (города Минска)20 базовых величин
5. Рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства при сумме взыскания:
5.1. до 100 базовых величин2 базовые величины
5.2. от 100 до 300 базовых величин5 базовых величин
5.3. от 300 базовых величин и более7 базовых величин
6. Рассмотрение жалобы:
6.1. апелляционной40 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы
6.2. кассационной80 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы
6.3. надзорной80 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы
7. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
7.1. о наложении:
7.1.1. штрафа в размере:
менее 10 базовых величин0,5 базовой величины
от 10 до 100 базовых величин2 базовые величины
от 100 базовых величин и более3 базовые величины
7.1.2. иного административного взыскания1 базовая величина
7.2. не связанное с наложением административного взыскания, в том числе о прекращении дела об административном правонарушении1 базовая величина
8. Рассмотрение заявления о признании юридического лица или индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом), подаваемого кредитором10 базовых величин
9. Рассмотрение заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение:
9.1. подаваемого в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь15 базовых величин
9.2. подаваемого в экономические суды областей (города Минска)10 базовых величин
10. Рассмотрение жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении10 базовых величин
11. Рассмотрение ходатайства об отмене решения третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, иного постоянного арбитражного органа10 базовых величин
12. Рассмотрение заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда, иного постоянного арбитражного органа, медиативного соглашения10 базовых величин
13. Рассмотрение ходатайства об обеспечении иска, рассматриваемого международным арбитражным (третейским) судом, третейским судом10 базовых величин
14. Рассмотрение заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения10 базовых величин
15. Рассмотрение иной жалобы, не указанной в пунктах 3, 6, 7 и 10 настоящего приложения0,5 базовой величины
16. Выдача судом дубликатов, копий документов0,2 базовой величины и, кроме того, 0,03 базовой величины за каждую изготовленную страницу

Источник: https://artlaw.by/poleznoe/gosudarstvennaya-poshlina/gosposhlina-v-ekonomicheskie-sudy/

Налоговый кодекс Республики БеларусьПриложение 15. Ставки государственной пошлины при обращении в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономические суды областей (города Минска)

Госпошлина в приказном производстве рб

Приложение 15к Налоговому кодексу Республики Беларусь

Ставки государственной пошлины при обращении в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь, экономические суды областей (города Минска)

Наименование действий, за которые взимается государственная пошлинаСтавки государственной пошлины
1. Рассмотрение исковых заявлений
1.1. имущественного характера при цене иска:
1.1.1. до 100 базовых величин25 базовых величин
1.1.2. от 100 до 1000 базовых величин5 процентов от цены иска, но не менее суммы, установленной подпунктом 1.1.1 настоящего пункта
1.1.3. от 1000 до 10 000 базовых величин5 процентов от 1000 базовых величин плюс 3 процента от суммы, превышающей 1000 базовых величин
1.1.4. от 10 000 базовых величин и более1 процент от цены иска, но не менее суммы, установленной подпунктом 1.1.3 настоящего пункта
1.2. о привлечении к субсидиарной ответственности по долгам юридического лица25 базовых величин
2. Рассмотрение искового заявления по спору о качестве поставленного товара80 процентов ставки, установленной соответственно подпунктами 1.1.1–1.1.4 пункта 1 настоящего приложения
3. Рассмотрение искового заявления (заявления) неимущественного характера, в том числе заявления по хозяйственным (экономическим) спорам и иным делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений неимущественного характера, жалобы на ответ на обращение юридического лица, индивидуального предпринимателя или физического лица, жалобы на постановление, действие (бездействие) судебного исполнителя, подаваемой:
3.1. юридическим лицом:
в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь50 базовых величин по каждому требованию (акту)
в экономические суды областей (города Минска)20 базовых величин по каждому требованию (акту)
3.2. индивидуальным предпринимателем10 базовых величин по каждому требованию (акту)
3.3. физическим лицом5 базовых величин по каждому требованию (акту)
4. Рассмотрение искового заявления по спорам, связанным с заключением, изменением или расторжением договора, о признании договора незаключенным, о признании сделки недействительной, об установлении факта ничтожности сделки, подлежащего рассмотрению:
4.1. в судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь50 базовых величин
4.2. в экономических судах областей (города Минска)20 базовых величин
5. Рассмотрение заявления о возбуждении приказного производства при сумме взыскания:
5.1. до 100 базовых величин2 базовые величины
5.2. от 100 до 300 базовых величин5 базовых величин
5.3. от 300 базовых величин и более7 базовых величин
6. Рассмотрение жалобы:
6.1. апелляционной40 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы
6.2. кассационной80 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы
6.3. надзорной80 процентов ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы
7. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:
7.1. о наложении:
7.1.1. штрафа в размере:
менее 10 базовых величин0,5 базовой величины
от 10 до 100 базовых величин2 базовые величины
от 100 базовых величин и более3 базовые величины
7.1.2. иного административного взыскания1 базовая величина
7.2. не связанное с наложением административного взыскания, в том числе о прекращении дела об административном правонарушении1 базовая величина
8. Рассмотрение заявления о признании юридического лица или индивидуального предпринимателя экономически несостоятельным (банкротом), подаваемого кредитором10 базовых величин
9. Рассмотрение заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение:
9.1. подаваемого в судебную коллегию по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь15 базовых величин
9.2. подаваемого в экономические суды областей (города Минска)10 базовых величин
10. Рассмотрение жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении10 базовых величин
11. Рассмотрение ходатайства об отмене решения третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда, находящегося на территории Республики Беларусь, иного постоянного арбитражного органа10 базовых величин
12. Рассмотрение заявления о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение решения третейского суда, международного арбитражного (третейского) суда, иного постоянного арбитражного органа, медиативного соглашения10 базовых величин
13. Рассмотрение ходатайства об обеспечении иска, рассматриваемого международным арбитражным (третейским) судом, третейским судом10 базовых величин
14. Рассмотрение заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного решения10 базовых величин
15. Рассмотрение иной жалобы, не указанной в пунктах 3, 6, 7 и 10 настоящего приложения0,5 базовой величины
16. Выдача судом дубликатов, копий документов0,2 базовой величины и, кроме того, 0,03 базовой величины за каждую изготовленную страницу

Источник: https://kodeksy-by.com/nalogovyj_kodeks_rb/pril15.htm

Приказное производство в экономических судах Беларуси

Госпошлина в приказном производстве рб

во-первых, приказное производство это значительно меньший размер государственной пошлины (не более 7 базовых величин)

во-вторых, сокращенные сроки рассмотрения дела (не более 20 рабочих дней со дня поступления заявления о возбуждении приказного производства в суд). Приказное производство это возможность быстро взыскать задолженность.

в-третьих, значительно меньшая стоимость услуг адвоката. Определение о судебном приказе выносится судом, рассматривающим экономические дела, без разбирательства и вызова сторон, а соответственно Вам не надо тратиться на представление адвокатом Ваших интересов в судебном заседании.

В приказном производстве могут быть рассмотрены требования о взыскании денежных средств, об истребовании имущества или об обращении взыскания на имущество должника, лишь в том случае, если:

  • требования носят бесспорный характер (основаны на документах, подтверждающих задолженность должника),

либо

  • признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются,

В приказном производстве не могут быть рассмотрены требования:

  • об истребовании собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества,
  • об исполнении гарантийного обязательства (за исключением банковской гарантии),
  • исполнении обязательства, возникшего из договора об уступке требования либо переводе долга (за исключением случаев письменного признания должником задолженности).

Приказное производство или подача иска в суд. В чем разница?

Приказное производство в экономическом судеИсковое производство в экономическом суде
Срок рассмотрения заявленияне более 20 рабочих днейне более 75 дней (15 дней подготовка дела к судебному разбирательству; 2 месяца само судебное разбирательство )
Размер государственной пошлиныдо 100 базовых величин — госпошлина 2 базовых величины (Б.В.) **до 100 б.в. — госпошлина 25 Б.В. **
от 100 до 300 б.в. — госпошлина 5 б.в.более 300 б.в. — госпошлина 7 б.в.при цене иска от 100 Б.В. до 1 000 Б.В. — госпошлина составит 5% от цены иска, но не менее 25 б.в.
от 1 000 б.в. До 10 000 б.в. — госпошлина 5% от 1 000 б.в. + 3% от суммы превышающей 1 000 б.в.
свыше 10 000 б.в. — госпошлина 1% от цены иска, но не менее суммы в размере 5% от 1 000 б.в. + 3% от суммы, превышающей 1 000 б.в.
соблюдение претензионного порядкане обязательно, при наличии доказательств, бесспорно подтверждающих признание долгаобязательно, если иное не предусмотрено договором
Вызов сторон в суддело рассматривается без вызова сторон в судпри рассмотрении дела стороны вызываются в суд
Уменьшение судом неустойки согласно ст. 314 ГК Республики Беларусьисключается возможность суда уменьшить неустойкусуд имеет право уменьшить неустойку
Полномочия хозяйственного судаЗаявление о взыскании долгов через возбуждение приказного производства не может быть оставлено без движения или возвращено; при рассмотрении указанного заявления суд не может приостановить или отложить производство по делу.исковое заявление м.б. оставлено без движение или возвращено, при рассмотрении искового заявление суд может отложить или приостановить производство по делу
Результат рассмотрения заявленияпо результатам рассмотрения заявления экономический суд выносит определение о судебном приказе, которое является исполнительным документом и вступает в силу с момента его вынесенияВ исковом производстве суд выносит решение, которое может быть обжаловано в течение 15 рабочих дней. После истечения срока на обжалование суд выдаёт судебный приказ, который является исполнительным документом

** СПРАВОЧНО. С 01.01.2018 года размер базовой величины (Б.В.) составляет 24,50 белорусских рубля

Дополнительные преимущества приказного производства :

  • Доказательством того, что должник не оспаривает требования взыскателя, может быть бездействие (молчание) должника. Так к доказательствам относятся оставление надлежащим образом оформленной претензии о погашении долга без ответа.
  • Основанием для отказа в выдаче определения о судебном приказе является лишь мотивированный и обоснованный отзыв должника. к такому отзыву необходимо приложить документы , подтверждающие возражения против требований взыскателя.
  • В случае если экономическим судом отказано в вынесении определения о судебном приказе на всю сумму заявленных требований, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату взыскателю.
  • Отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства не лишает взыскателя права обратиться в суд повторно. Для этого необходимо устранить обстоятельства, послужившие основанием для отказа в принятии заявления о возбуждении приказного производства.
  • Отказ в вынесении определения о судебном приказе не исключает право взыскателя на предъявление соответствующих требований в порядке искового производства. Взыскатель вправе в течение 15 дней после получения определения об отказе в вынесении определения о судебном приказе направить в экономический суд ходатайство о рассмотрении дела в порядке искового производства. К нему необходимо приложить доказательства оплаты государственной пошлины.

Другими словами, приказное производство в экономическом суде это:

  • сокращенные сроки;
  • маленькие затраты;
  • высокая эффективность.

Что должно содержаться в заявлении о возбуждении приказного производства в экономическом суде для взыскания долгов?

Законодательством предусмотрены определённые требования к форме и содержанию заявления о возбуждении приказного производства в экономическом суде, а именно в нём должна быть указана следующая информация:

  • наименование экономического суда, в который подается заявление о взыскании долгов;
  • фамилия, собственное имя, отчество (наименование) взыскателя и должника;
  • место жительства (место пребывания) или место нахождения взыскателя и должника; При оформлении заявления о возбуждении приказного производства взыскатель обязан указывать надлежащее место жительства или место нахождения должника.
  • банковские реквизиты, контактные телефоны, электронные адреса (при их наличии);
  • требование взыскателя со ссылкой на нормы законодательства; Заявление может содержать также требование о взыскании неустойки (штрафа, пени) и процентов за пользование чужими денежными средствами в том случае, если они признаются (не оспариваются) должником. При таком расчёте необходимо быть предельно внимательными, так как если в нём будет допущена ошибка и должник укажет об этом в своём отзыве, суд вынужден будет отказать взыскателю в вынесении определение о судебном приказе в части взыскания неустойки (штрафа, пени) и процентов за пользование чужими денежными средствами. При этом уплаченная вами сумма госпошлины возврату не подлежит, а взыскание долга в этой части необходимо будет производить в исковом производстве, что повлечёт к дополнительным расходам.
  • обстоятельства, на которых основано требование, и доказательства, подтверждающие их;
  • расчет взыскиваемой суммы;
  • перечень прилагаемых документов.

К заявлению, содержащему требования, которые носят бесспорный характер, направляемым в приказное производство, надо приложить:

  • документы, подтверждающие сумму задолженности и обстоятельства, на которых основаны эти требования (акт, договор, накладные, расчет долга с указанием периода образовавшейся задолженности, расчет неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами и др.)
  • доказательства бесспорности требования, например, документы, подтверждающие задолженность по оплате потребленных электроэнергии, воды, отопления, газа, услуг связи, образовавшуюся в связи с содержанием юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помещений, используемых в целях осуществления предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности; решение государственного органа о взыскании обязательных платежей, пени; документы, подтверждающие образование текущей задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; документы, подтверждающие наличие нотариально удостоверенной сделки; протест векселя в неплатеже, неакцепте, недатировании акцепта и др.

По требованиям, которые признаются (не оспариваются) должником, но не выполняются, взыскатель (заявитель) должен приложить:

  • доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которых основано требование об взыскании долга (договор, накладные, акты, счета-фактуры, путевые листы и др.)
  • документы, подтверждающие признание (неоспаривание) должником суммы задолженности, например: направленная должнику претензия, полученная и оставленная им без ответа, акт сверки расчетов, подписанный руководителем должника, ответ на претензию, долговая расписка, акцептованное платежное требование или иной документ, оформленный в соответствии с требованиями законодательства и подписанный уполномоченным лицом.

Внимание! В том случае, если заявитель в качестве документа, подтверждающего признание (неоспаривание) должником суммы задолженности прикладывает направленную должнику претензию, полученную и оставленную им без ответа, то им должен быть надлежащим образом соблюдён досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный в приложении к ХПК Республики Беларусь. Иначе экономический суд вынужден будет вынести определение об отказе в принятии заявления о возбуждении приказного производства

Оформление доказательств, прилагаемых к заявлению о возбуждении приказного производства:

Все письменные доказательства, подтверждающие основания соответствующих требований, содержащихся в заявлении о возбуждении приказного производства, должны прилагаться взыскателем (заявителем) к заявлению.

Доказательства прилагаются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Отсутствие, недостаточность доказательств, приложение незаверенных их копий влекут отказ в принятии заявления о возбуждении приказного производства (ст.222 ХПК).

Заявление о возбуждении приказного производства в экономический суд подписывается взыскателем или его представителем. К заявлению, подписанному представителем, прилагается доверенность, подтверждающая его полномочия.

Полномочия на право представителя подписывать заявление о возбуждении приказного производства в доверенности указываются отдельно. В случае несоблюдения указанных требований экономический суд откажет в принятии заявления.

Кроме того, к заявлению о возбуждении приказного производства в экономический суд должны быть приложены доказательства направления должнику копии данного заявления и копий документов, прилагаемых к заявлению и направляемых в экономический суд.

Наши адвокатыоказывают услуги по подготовке  заявлений о возбуждении приказного производства в экономические суды Республики Беларусь.

Цены Вас приятно удивят, ознакомиться с ними можно в разделе Тарифы. И самое главное.

Денежные средства, которые Вы заплатите адвокату за подготовку документов в суд в последующем будут взысканы с Вашего должника!

Звоните! Мы будем рады Вам помочь!

Источник: https://ubc.by/prikaznoe-proizvodstvo

Взыскание долга с белорусской компании: порядок для иностранцев

Госпошлина в приказном производстве рб

В настоящее время ввиду кризисных явлений в экономике все чаще иностранные компании прибегают к судебной защите по взысканию долга с белорусской компании. В данной статье мы рассмотрим, какие способы и возможности есть у иностранного контрагента.

Взыскание долга с белорусской компании возможно путем обращения в:  

Экономический суд Республики Беларусь;

Международный арбитражный суд при БелТПП (если между сторонами подписано арбитражное соглашение либо в договоре есть арбитражная оговорка);

Третейский суд (при наличии оговорки в договоре или заключенного третейского соглашения).

Взыскание долга возможно в рамках:

Искового производства.

Рассмотрение спора в порядке искового производства подразумевает подачу искового заявления в соответствии с требованиями установленными ст. 159, 160 ХПК РБ. Сторонами выступают истец и ответчик. Стоит отметить, что до подачи искового заявления, истец должен соблюсти обязательный досудебный претензионный порядок. Требования установленные для  претензии содержатся в приложении к ХПК РБ.

Срок рассмотрения спора в экономическом суде может занять от 2 (Двух) месяцев. В процессе суда стороны для урегулирования спора могут воспользоваться примирительной процедурой или заключить мировое соглашение.

По итогам рассмотрения дела суд выносит решение, а после истечения срока на обжалование 15 (Пятнадцать) дней выдает судебный приказ, на основании которого ведется исполнение решения суда.

Приказного производства.

Данная процедура применяется, когда спор носит бесспорный характер. Сторонами выступают взыскатель и должник. Спор рассматривается без присутствия сторон в суде. Срок рассмотрения заявления не более 20 (Двадцати) дней со дня поступления в суд.

Стоит отметить, что при наличии отзыва и возражений со стороны должника, экономический суд отказывает в вынесении определения о судебном приказе, что в таком случае подразумевает переход взыскателя путем направления дополнительно ходатайства в исковое производство.

Перевод и легализация документов.

Статус иностранного юридического лица подтверждается легализованной выпиской из реестра иностранного государства. Документы направляемые в суд должны быть переведены на русский язык.

Легализация документов отменена для стран участниц Гаагской конвенции, которая вступила в силу для Беларуси 31 мая 1992 г.

, потому для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, достаточно апостиля, который проставляется компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

«Без консульской легализации и апостиля иностранные документы принимаются от стран с которыми подписан договор о правовой помощи. (Литва, Польша, Турция, Иран, Китай, Болгария, Сербия, Латвия и др., а также стран СНГ).»

Госпошлина.

По делам хозяйствующих субъектов, находящихся на территории разных государств, не являющихся участниками Соглашения от 24 декабря 1993 года, государственная пошлина уплачивается в соответствии со ставками определенными приложением 16 к Налоговому кодексу Республики Беларусь:

До 100 базовых величин – 25 базовых величин.

От 100 до 1000 базовых величин – 5 процентов от цены иска но не менее 25 базовых величин.

От 1000 до 10 000 базовых величин – 5 процентов от 1000 базовых величин + 3 процента от суммы превышающей 1000 базовых величин.

От 10 000 базовых величин и более – 1 процент от цены иска, но не менее суммы, установленной в предыдущем пункте.

Размер базовой величины на 20.01.2018г. – 24 бел. руб. 50 коп.

По спорам о качестве поставленного товара – 80 %  ставки установленной в предыдущих пунктах.

При подаче апелляционных жалоб – 40% ставки установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.

При подаче кассационных жалоб – 80% ставки, установленной за рассмотрение искового заявления (заявления, жалобы), а по имущественным спорам – от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.

Для стран СНГ согласно подписанному Соглашению в Ашгабаде «О размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств», вступившее в силу 24 декабря 1993 года, установлены отдельные ставки, которые определены в российских рублях:

До 10 тыс. рублей — 3% от цены иска;

Свыше 10 тыс. рублей до 50 тыс. рублей — 300 рублей + 2,5% от суммы свыше 10 тыс. рублей;

Свыше 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей — 1 тыс. 300 рублей + 2% от суммы свыше 50 тыс. рублей;

Свыше 100 тыс. рублей до 500 тыс. рублей — 2 тыс. 300 рублей + 1,5% от суммы свыше 100 тыс. рублей;

Свыше 500 тыс. рублей до 1 млн. рублей — 8 тыс. 300 рублей + 1% от суммы свыше 500 тыс. рублей;

Свыше 1 млн. рублей — 13 тыс. 300 рублей + 0,5% от суммы свыше 1 млн. рублей.

По спорам неимущественного характера – 500 рублей.

При подаче апелляционных жалоб – 40% от ставки по имущественным спорам.

При подаче кассационных жалоб или жалоб в порядке надзора – 80% от соответствующих ставок.

При определении ставки госпошлины следует учесть, что вышеназванное Соглашение не подписано Украиной, что подразумевает применение внутреннего национального законодательства страны, на территории которой будет рассмотрен судебный спор. Стоит также отметить, что 01 июня 2001 г.

, между странами СНГ был подписан Протокол к вышеназванному соглашению, который не подписали Туркменистан, Узбекистан, Украина. Азербайджанская Республика и Грузия не выполнили необходимые внутригосударственные процедуры, потому Протокол для этих стран не вступил в силу.

Это значит, что применяется ставка госпошлины, установленная статьей 2 Соглашения в размере 10 % от суммы иска в валюте иска.

«Практика показывает, что экономические суды этих стран принимают оплату госпошлины по ставкам, установленным внутренним национальным законодательством, ввиду разного подхода по применению Ашгабадского соглашения.»

Стоит отметить, что ставки госпошлины, установленные Ашгабадским соглашением применяются исключительно при рассмотрении исковых заявлений в судах уполномоченных рассматривать хозяйственные споры.

Если плательщик госпошлины находится за пределами Республики Беларусь, пошлина уплачивается в республиканский бюджет. После оплаты инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску выдает справку о зачислении пошлины в бюджет. Инспекция обязана в течение 5 рабочих дней после зачисления пошлины направить справку в экономический суд.

«С практики стоит отметить, что к исковому заявлению лучше приложить заверенное платежное поручение с подлинной отметкой банка, так как справка может несвоевременно придти в экономический суд или затеряться, что может повлечь оставление искового заявления без движения, либо возвращение искового заявления.»

Исполнение решения белорусского суда.

В рамках искового производства суд выносит – судебный приказ, в рамках приказного производства – определение о судебном приказе. Стороны в исполнительном производстве именуются взыскатель и должник.

«Срок для возбуждения исполнительного производства 3 (три) года со дня вступления в силу судебного постановления.»

Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании заявления взыскателя оформленного в соответствии со ст. 43 Закона «Об исполнительном производстве» с приложением исполнительного документа.

Должнику предоставляется семь дней для добровольного исполнения со дня надлежащего извещения должника, затем принимаются принудительные меры взыскания.

Стоит отметить, если взыскателем является иностранная компания, исполнительный документ может сразу направляться с заявлением судебному исполнителю для возбуждения исполнительно производства.

«Процесс сопровождения исполнения решения суда иностранная компания может осуществлять как самостоятельно, так и через своего представителя в Беларуси по доверенности.»

С целью своевременного взыскания долга взыскатель может ходатайствовать о применении обеспечительных мер. Закон «Об исполнительном производстве» допускает помимо наложения ареста на расчетные счета и иное имущество, такие меры как ограничение права выезда за границу директора либо главного бухгалтера.

Признание и исполнение решения иностранного суда в Беларуси.

Для того чтобы решение иностранного суда, иностранного арбитражного суда, было исполнено на территории Республики Беларусь, оно должно быть признано белорусским экономическим судом. Признание решения иностранного суда осуществляется на основании международного договора с Республикой Беларусь или принципа взаимности.

Международные договора о правовой помощи подписаны с такими странами как Литва, Польша, Турция, Иран, Латвия, Китай, Вьетнам, Иран, Болгария, Сербия и др. В рамках стран СНГ действует Киевское соглашение от 20 марта 1992г. Беларусь также является участницей Нью-Йоркской конвенции от 10 июня 1958г., «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений».

«Не требуется признавать в экономическом суде Республики Беларусь решения арбитражных судов Российской Федерации на основании Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных актов хозяйственных судов Республики Беларусь и арбитражных судов Российской Федерации, подписанного 17 января 2001 г. в г. Москве.»

Для признания иностранного судебного решения взыскатель оформляет заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда или иностранного арбитражного суда в соответствии с требованиями установленными ст. 246 ХПК РБ. Срок давности для приведения иностранного судебного решения или иностранного арбитражного решения в исполнение 3 (Три) года.

Госпошлина за подачу заявления составит 10 базовых величин, что на 20.01.2018г., составляет 101 евро. Документы поступившие в суд рассматриваются в течение 1 (Одного) месяца с извещением сторон. После рассмотрения дела суд выносит определение, которое вступает в силу с момента его вынесения.

Определение полежит исполнению на территории Беларуси в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве».

Источник: https://zakon.ru/Blogs/vzyskanie_dolga_s_belorusskoj_kompanii_poryadok_dlya_inostrancev/72426

Кабинет Адвоката
Добавить комментарий